Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 31 из 46)

135


Плодотворно развивается в этот период монументальная живо­пись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм компози­ций.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые бы­ли призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Евро­пы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Со­держанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в ре­зультате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политиче­ском строе Русского государства завершилось оформление абсолют­ной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и кон­фессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными страна­ми. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолю­тизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Про­свещения.

Для Нового времени характерны такие процессы как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начи­нается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры, науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналисти­ки.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оста­ваться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демокра­тизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. В Москве основаны пушкарские, навигатские, медицинские школы. В Петербурге учреждена морская и инженерная академии, школа переводчиков. Помимо государственной, профессиональной школы зарождаются частные, общеобразователь­ные школы, распространяется практика обучения молодых людей за

136


границей. Недостаток складывавшейся системы образования был в том, что крестьяне в эти школы не принимались.

Петровская школа создавалась как профессиональная, техниче­ская, ставившая своей целью подготовку кадров в тех областях, кото­рые были нужны государству на данном этапе. Начало XVIII века оз­наменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной продукции. В столицах действовали десятки типографий. Важным на­чалом в процессе отделения светской культуры от церковной была за­мена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая пе­чать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышед­шие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книж­ной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свобод­ного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей – Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вво­дились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом ук­ладе. Они были направлены на привитие западно-европейского образа жизни. Взамен старого летоисчисления – «от Сотворения мира» - с 1 января 1700 года введено летоисчисление «от Рождества Христо-ва».Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

В результате реформ начала века произошли значительные из­менения не только во внешнем облике правящих слоев Русского об­щества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимо­отношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обще­стве, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преоб­разования практически не затрагивали низшие слои населения.

Фундамент, заложенный Петром 1 в начале века, оказался прочным и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломо­носов. Среди первых академиков – поэт А.Тредиаковский, механик-изобретатель А.Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П.Шувалова и М.Ломоносова

137


в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н.Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу.

Таким образом, итоги историко-культурного развития России XVIII в. весьма значительны. Сохранение русских национальных тра­диций с одновременным укреплением связей с зарубежными странами содействовало обогащению русской культуры, проникновению в Рос­сию идей Просвещения. Становление России как одного из крупней­ших государств мира способствовало формированию русской нации и единого русского языка. Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобрази­тельное искусство. Глубокий знаток XVIII в., русский историк С.М. Соловьев подчеркивал, что «наш переход из древней истории в новую, из возраста, в котором господствует чувство, в возраст, когда господ­ствует мысль, совершился в конце XVIII века».

Вопросы для самопроверки:

Что такое Реформация?

Каковы особенности культуры XVIII века?

Какие основные стили можно выделить в культуре XVII -XVIII вв.?

Почему XVIII столетие назвали «век разума», «Эпоха Просве­щения»?

Каковы особенности культуры России XVII –XVIII вв.?

Термины:

Барокко – художественный стиль, получивший распростране­ние в конце XVI века сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

Классицизм – направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся в античности и к ан­тичному искусству как к норме и идеальному образцу.

Космополитизм – отказ от национального суверенитета, нацио­нальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

Наука – форма духовной культуры, сфера культурной человече­ской деятельности по разработке и систематизации объективных зна-138


ний о мире, получаемых на основе выявления устойчивых повторяю­щихся взаимосвязей между явлениями действительности.

Рококо – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, воз­никший в начале XVIII в.; и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается изяществом форм и причудливой ассимет-ричной орнаментацией.

Секуляризация – процесс освобождения культуры от влияния религии. Выражается в изменении ее места в обществе, сужении круга выполняемых ею функций, в отчуждении церковной собственности в пользу государства, освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, изъятие образования из ведения церкви, развитие светского искусства и морали.

Сентиментализм – европейское литературное направление конца XVIII – начала XIX в., культивировавшее в противовес просве­тительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьяни­на, ремесленника и т. д.), противопоставленного испорченным аристо­кратам.

Раздел 11. Культура Европы XIX ХХ вв 11.1 Романтизм в европейской культуре XIX века

XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время со­циальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления ка­питалистического способа производства и обусловивших рост классо­вой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, разви­тия промышленной революции. Таковы главные особенности форми­рования цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей.

Разнообразны научные достижения XIX столетия. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют вы­ражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможность Ж.Ф. Шампольону (1790-1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманитарных научных дисцип­лин; получают серьезное развитие экономические теории (Д. Рикардо, К. Маркс) и зарождается социология (О. Конт, Г. Спенсер). Новых вы-139


сот достигают и физико-математические науки, на основе которых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н. Карно, М. Фарадей и др.). Исключительны успехи в естественных науках. Ч. Дарвин выдвигает теории происхождения человека и естественного отбора в природе, формируется клеточная теория в биологии (Шлей-ден и Шванн).

Подготовленный идеями Канта и Фихте новый взлет мысли происходит в философии. Гегель и Шеллинг разрабатывают кон­цепцию поступательного развития человечества и принципа ис­торизма, сформулированы основные законы диалектики. В середине столетия К. Марксом и Ф. Энгельсом создается материалистическое учение, получившее дальнейшее развитие под названием «марксиз­ма». В XIX в. зародился позитивизм - учение, утверждающее, что подлинным знанием может быть только научно обоснованное эмпири­ческое знание (основоположник этого метода О. Конт).

Поскольку душой любой культуры является искусство, то важ­но проследить климат эпохи через его развитие. В искусстве этого пе­риода можно выделить две основные вехи: эпоху романтизма (первая половина XIX в.) и эпоху декаданса (с конца 50-х гг. до первой миро­вой войны). Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма.