Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 32 из 46)

Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных пе­реживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход от действительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагне­ра), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Э. Т. Гофма­на, В. Гауфа, X. К. Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Де­лакруа и др.).

Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жиз­ни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволяла обра­щаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Про­слеживаются в музыке XIX в. и реалистические тенденции (Ж. Бизе,

140


А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переплетаются с романтическими (оперы Дж. Верди).

Таким образом, романтизм провозгласил своим главным прин­ципом абсолютную и безграничную свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и ее духовного мира, утвердил свое право на самостоятельность и оригинальность в художественном творчестве.

Но к концу XIX - началу XX вв. идеи романтизма, вдохновляв­шие общество в первой половине века, сменяются нигилистическим отношением к идее технического прогресса.

11.2 Реализм в европейской культуре ХIХ века

Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и ут­верждается как самостоятельное течение реализм.

К середине XIX в. капиталистические отношения достигли со­стояния зрелости и поэтому была осознана невозможность реставра­ции аристократических или раннебуржузных идеалов. Предметом ху­дожественной культуры становится действительность и существую­щая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобре­тает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения художники на­чинают искать не в явлениях субъектного духа, а в реальных жизнен­ных коллизиях. Главный интерес художественного сознания переме­щается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоя­тельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в. принято называть кри­тическим (в отличие от реализма просветительского), так как его ми­роощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржу­азного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Это стало следствием накопленного противоречивого общественного опыта, позволяющего реально оценить современную действительность.

Критический реализм выдвинул задачу правдивого, объектив­ного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий метод реа­лизма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в

141


суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Избегая ко­пирования реального, преодолевая эмпирическую данность, в отличие от натурализма, реалисты находили наиболее существенные проявле­ния бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жесткому отбо­ру, изображая жизнь в формах самой жизни. Они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, художест­венным метафорическим реалиям.

Представители этого направления привнесли в художественную культуру более трезвый, жесткий, аналитический взгляд на сущность человека, пытаясь развенчать малейшие иллюзии, мечтательность, приукрашивание, идеализацию тех или иных проявлений его внутрен­него и внешнего мира, которые были свойственны романтизму и сен­тиментализму. Реализм тяготел к образу гармоничной личности, за­брошенной в этот суровый, неистовый мир, действующей в конкрет­ных обстоятельствах, подвергающейся испытаниям, остро пережи­вающей коллизии своей жизни. Она пыталась сопротивляться, отстаи­вая свою нравственную чистоту, и либо погибала, либо побеждала в борьбе с силами зла. Этот реальный человек интересен своей много­плановостью, непредсказуемостью. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская ли­тература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие француз­ские представители этого направления). Английский социальный ро­ман представлен такими видными мастерами как Ч. Диккенс, Д. Гол-суорси, У. Теккерей, Т. Гард и др.

В поисках новых выразительных средств реалисты шли на са­мые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников (Т. Рус­со, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стили­стические изменения: драматургия музыкального действа и характери­стика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включилась народная песенная мелодия, широко использова­лись современные бытовые жанры. Черты реализма нашли яркое вы­ражение в музыкальных произведениях Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др.

142


Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс в своем генезисе явление сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала XX вв., отмеченных настрое­ниями безнадежности, пессимизма, упадничества (Д. Рескин, А. Рем­бо, О. Уайльд и др.).

В определенных кругах пользуются повышенным спросом идеи иррационалистической философии. Эти процессы выражаются в раз­нообразии стилей. Один из ведущих стилей – импрессионизм (франц. -впечатление). Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индиви­дуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих на­блюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущест­венно к «зрительной сущности» вещей.

Наметившийся кризис реалистической традиции более отчет­ливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выраженного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действи­тельности.

На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей.

Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, за­висящей от социальной среды.

11.3 Русская культура XIX века

XIX век - «золотой век» русской культуры, время мощного культурного подъема. Какие события истории оказали главное воз­действие на тип менталитета, культуры в целом?

Это: Отечественная война 1812 г., реформы Александра II, от­мена крепостного права, «хождение» в народ, западноевропейские ре­волюции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма — все это многообразие определило и культурное «лицо» XIX в. как

143


эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: «золотой век» начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837), дав великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого соотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900).

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обнов­ления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь мно­гочисленные общественные движения: революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, мар­ксистов.

XIX в. — это новый качественный подъем всех сфер духовной жизни российского общества; русский человекоцентризм достигает своего апогея.

Особую роль играла литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие про­свещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентиру­ясь на высокие литературные образы. Назовем лишь наиболее выдаю­щихся соотечественников, внесших неоценимый вклад в сокровищни­цу не только отечественной, но и мировой культуры. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Ко­роленко, А.П. Чехов - какая эпоха в мировой цивилизации может на­звать такое соцветие имен?

В музыкальном искусстве - это М.И. Глинка, А.С. Даргомыж­ский, П.И. Чайковский, представители «Могучей кучки»: А.П. Боро­дин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. В живописи И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.