Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 33 из 46)

Прославили отечественную науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Се­ченов, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, математики - Н.И. Лобачев­ский, П.Л. Чебышев, изобретатели - П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин и др.

144


В развитии русской культуры XIX в. доминировали две ли­нии, которые выстраивали ее смысловое пространство, осуществляли своего рода внутри нее своеобразное «разделение труда».

Одна - культурно-самобытная, в широком смысле сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представ­лений, составляющих исключительно национальную специфику рус­ской культуры (в ее отличии от иных культур - прежде всего западно­европейской) - применительно к истории отечественной культуры, ис­тории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национальному русского народа и т.д. Данная специфика по­лучила в разное время различное, но вместе с тем и сходное наимено­вание: «русское просвещение» (И. Киреевский), «русская мысль» (А. Хомяков), «русское воззрение» (К. Аксаков), «русский ум» (Ап. Григорьев), «русский народный дух» (Вл. Соловьев), «русская идея» (В. Соловьев, Н. Бердяев), «русское мировоззрение» (С. Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX в. Главным в ней выступает осмысление особого пути России, ее исто­рического места в дилемме «Запад—Восток». Однако русская идея, обращенная к политике, оставалась откровенно консервативной, огра­ничивала человека рамками устоявшегося, не давала повода для ав­тономии и свободы. На славянофильские идеи опирается и кон­серватизм второй половины XIX в., но он становится более теоретич­ным, фундаментальным, тесно связанным с государственной полити­кой, прямым обоснованием русской идеи.

Другая линия в развитии русской культуры - радикально-модер­нистская, «революционно-освободительная» - связана с «запад­ничеством», выражавшим идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Турге­нев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Значение XIX в. в истории культуры России заключается:

во-первых, во взлете Духа, культурном подъеме, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом;

во-вторых, в уникальности философско-нравственного поиска свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного сча­стья;

145


в-третьих, в том трагически-творческом «узле» в «колесе» рус­ской истории и культуры, последствия которого становятся понят­ными лишь на пороге XXI в. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений со­временности;

в-четвертых, в зарождении «русской идеи», которая получает различную трактовку, становится определенной «знаковой» системой самых разных общественных движений: от западников и славянофи­лов до либералов, народников, панславистов и марксистов;

в-пятых, в том, что XIX в. в полной мере выразил синтезиру­ющий, философски-моральный, соборно-собирательный характер рус­ской культуры, ее патриотически-идеологический характер, без кото­рого она теряет свою почву и судьбу.

в-шестых, в небывалом развитии такой системы как художе­ственная культура, которая становится именно в XIX в. классической;

в-седьмых, в этапном завершении развития русской культуры девяти веков. XIX в. стал важным рубежом в сложном про­тиворечивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге XX столетия.

11.4 Культура Европы ХХ века

Европейская культура ХХ столетия при всей ее противоречиво­сти и многообразии проявлений, способов отношения человека к миру, характеризуется прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ в. – это время становления единой общечеловеческой культуры. Люди стали получать огромное количество информации через элек­тронные средства связи, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, сформировались новые по­требности и культурные стереотипы. Этот переворот произошел в рамках массовой культуры, чья социальная функция состоит в том, чтобы регулировать поведение людей, унифицировать их духовную жизнь, стандартизировать интеллектуальные реакции, что отвечает потребностям машинного производства.

146


При всей пестроте современной художественной культуры у со­ставляющих ее течений и стилей есть одна общая черта – все они стремятся отразить мир в форме выражения чувств и настроений ху­дожника. Начало такому направлению в художественном творчестве положили еще постимпрессионисты. Впоследствии оно было названо модернизмом.

Свое самое полное воплощение модернизм нашел в архитекту­ре. Самым значительным явлением стал функционализм (20-е годы ХХ в., Германия) – направление, которое возглавил Вальтер Гропиус. Функционализм дал новые типы домов (галерейные, коридорного типа со встроенным оборудованием и т.д.).

Одним из первых направлений модернизма в литературе стал символизм, который в своем творчестве обращался к классической мифологии, национальным фольклорным персонажам, а также к раз­личным эзотерическим учениям. Крупнейшими представителями сим­волизма были П. Валерии, Т. Элиот, У. Йетс.

Были и другие направления в модернизме, вставшие на путь полного разрыва с поэтической традицией: дадаизм, имажинизм, экс­прессионизм, которые дали миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера, В. Маяковского, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.

Еще одним направлением модернизма в литературе является школа «потока сознания», пытающаяся удержать настоящее, момент бытия в слове, отразить в нем поток жизни (М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, Дж. Джойс). Знаменитый роман Джойса «Улисс» стал вер­шиной не только школы «потока сознания», но, по оценкам многих критиков, и всей модернистской литературы.

Разумеется, литература ХХ века не ограничивается рамками модернизма. По-прежнему сильны традиции реализма, проявившиеся в творчестве Т. Манна, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Солженицына и др.

Растет популярность научно-фантастической литературы, дав­шей таких крупных писателей, как С. Лем, А. Азимов, Р. Хайнлайн, А. Кларк, А. и Б. Стругацкие. Детективная литература представлена именами А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др.

Также как литература, многообразен и многолик театр ХХ в. Наряду с реалистическим театром, продолжавшим традиции А. Чехова и Г. Ибсена, все большее значение приобретают поиски нового. Так появляется трагедийный театр Г Крэга, пытающийся раскрыть фи-

147


лософию бытия, эпический театр Б. Брехта, истолковывающий уроки истории и позволяющий для этого большую свободу актеру в обраще­нии с образом, театр жестокости А. Арто, мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был еще неразрывно связан с ритуалом, театр абсурда Э. Ионеско, С. Беккета, не пытающийся вообще ниче­го выразить, издевающийся над связями человека с обществом.

Говоря о модернизме в изобразительном искусстве, следует от­метить, что он начинался с фовизма, который продолжил в художест­венной культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрес­сионизма и стиля модерн (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке).

Среди модернистских направлений в художественной культуре ХХ столетия, видимо, самым сложным и противоречивым является экспрессионизм. Его особенности были вызваны тем, что художники-экспрессионисты в своем творчестве стремились выразить драматиче­скую подавленность человека в мире ( Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пих-штейн, П. Клее).

В первом десятилетии ХХ в. сформировалось еще одно направ­ление модернизма –

кубизм. Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления включая человека, могут быть изображены в виде суммы гео­метрических фигур (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне).

Одной из самых радикальных разновидностей модернизма стал футуризм (1909 г.). Свое наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Л. Руссоло, а в России его приверженцами в поэзии стали В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Футуризм стал кратко­временным явлением в художественной культуре, он просуществовал лишь несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя.

Одним из самых значительных явлений в художественной куль­туре ХХ столетия стал сюрреализм, который возник во Франции после Первой мировой войны и оформился в новое художественное направ­ление (Г. Аполлинер, А. Бретон, С. Дали, Р. Магритт, Г. Мур). Основ­ные черты сюрреализма: культ фатальной предрешенности социально­го зла, агрессивных влечений, низменных побуждений, разрушитель­ных инстинктов, извращенной эротики, паталогической психики. Во второй половине ХХ века произведения в стиле сюрреализма мы встречаем в различных видах искусства. В литературе близким к дан-148


ному стилю оказывается такой гений как Ф. Кафка, в театральном ис­кусстве – это пьесы тетра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, в кино – фильмы Ф. Феллини.

Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм, сложившийся как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии ХХ столетия. Поскольку художники это­го течения всячески отрицали любую изобразительность и отказыва­лись от изображения предметов мира, то абстракционизм еще называ­ют «беспредметным искусством» (В. Кандинский, К. Малевич).