Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 34 из 46)

Позднее различные варианты абстракционизма встречаются в художественных культурах разных стран: В США – абстрактный экспрессионизм, во Франции – ташизм (от слова «таш» - пятно), в Англии – живопись действия и т. д.

Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину ХХ века. Позже в этом направлении стало трудно придумать что-нибудь новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей, и поэтому на смену ему пришли другие художественные направления, более дос­тупные для зрителей.

Несколько слов нужно сказать о музыке ХХ столетия. Продол­жает развиваться академическая музыка, имеющая тесную связь с эс­тетическими нормами и традициями классического искусства. Поня­тие модернизма в музыке не является стабильным. И даже то, что в начале века считалось уже классикой. Так произошло с музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса – представителей импрессионизма в музыке. Сегодня в понятие музыкального авангарда входит конкрет­ная музыка П. Шеффера, создающая с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. П. Булез и К. Штокгаузен являютя представителями алеоторики – течения, вно­сящего элемент случайности в музыку (музыкальная композиция мо­жет строиться с помощью жребия, бросания игральных костей и т. д.). Современный композитор А. Веберн воплотил в своем творчестве идеи пуантилизма – изложение музыкальной мысли не в виде темы или ме­лодии, а с помощью отрывистых звуков и пауз, а также шумовых эф­фектов. Вследствие научно-технического прогресса появилась элек­тронная музыка, связанная с конструированием не только мелодии, но и самого звука.

149


Принципиально новыми направлениями в музыке ХХ века ста­ли джаз, возникший из слияния африканской и европейской музы­кальных традиций, огромное количество разновидностей рока (есть даже рок-опера Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»), много­численные жанры эстрадной музыки.

В 60-70-е годы ХХ века в западноевропейской художественной культуре произошел новый поворот, в результате которого сформиро­валось ее новое направление, получившее название постмодернизм. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – эстетических, методологических и т. д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, этических пара­дигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими людьми. Иная точка зрения рассматривает постмодернизм как направ­ление современной европейской культуры, целью которого является преодоление духовного кризиса современного общества и устранение разрыва между массовой и элитарной культурой.

Рассматривая сложные пути развития художественной культу­ры ХХ столетия, мы закономерно приходим к выводу, что художест­венная деятельность с небывалой прежде силой адаптируется во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, техни­ческой, духовной, а они в свою очередь предъявляют к ней свои тре­бования, разнонаправлено стимулируют ее развитие в соответствии с собственными интересами.

11.5 Культура России XX – XXI веков

Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. «Серебряный век» — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талант­ливых представителей. Что нового дал этот период русской и мировой культуре?

150


Во-первых, это менталитет социокультурного человека, осво­бождающегося от мышления, пронизанного политикой, социаль­ностью как каноном-клише, мешающим думать и чувствовать сво­бодно, индивидуально.

Во-вторых, «Серебряный век» русской философии - это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, субъекти­визма, интереса к тайнам психики, иррационального в человеке; гос­подство мистического начала в культуре.

В-третьих, «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Ло­сев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев.

В-четвертых, «серебряный век» - эпоха выдающихся художест­венных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, ак­теров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, не­оантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Бе­лого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяков­ского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинско­го, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Стани­славского и В. Мейерхольда. Кроме того, в ядро деятелей культуры входили такие писатели как В. Розанов и М. Волошин, не примыкав­шие ни к одному из художественных направлений. Культурная сокро­вищница «серебряного века» есть бесценный потенциал на сегодняш­нем и завтрашнем пути развития России.

Советский период в развитии России. Среди многочисленных точек зрения в оценке этого периода отчетливее других выражаются две позиции. Одна рисует всю советскую культуру заведомо мрачны­ми красками тоталитаризма и вождизма, не представляющую по сути позитивного содержания. Другая учитывает сложнейшие противо­речия развития, социальную психологию масс, не исключая пред­посылки дооктябрьского периода и культуру Русского зарубежья, драматические стороны этого времени, и в то же время видит гу­манистическую направленность поисков значительной части твор­ческой и научно-технической интеллигенции.

151


В истории советской эпохи принято выделять несколько со­циокультурных этапов: двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные вехи развития культуры, плюрализма и инако­мыслия, борьбы с тоталитаризмом, как прорывы к общечеловеческим ценностям в творчестве, стремления приблизиться. Особое место за­нимает культура в период Великой отечественной войны.

Уже с первых шагов революции инакомыслие обнажило беспеч­ность значительной части интеллигенции, не увидевшей в ней для себя и России «духовное разорение», весь ужас нависшей опасности. «Не­своевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина, шесть писем В. Короленко к А. Луначарскому, дневники М. Пришви­на, И. Павлова составляют великий «зачин» плюрализма русской культуры советского периода.

Контроль над духовной сферой, жесткий партийный прессинг -особый феномен большевизма. Главным принципом в духовной сфере деятельности стал «социалистический реализм» - творческий метод литературы и искусства, подразумевавший правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интерна­ционализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности). Однако он требовал в художест­венных произведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий в сфере духа.

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Возросло значение массовой информации, главным образом, радио. На базе эвакуирован­ных киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. Около 80 % отечественных фильмов были поставлены на этой киностудии («Два бойца» Л. Д. Лу-кова, «Секретарь райкома» И. А. Пырьева и др.). Для культурного об­служивания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писате­лей, художников и фронтовые театры. Одним из ведущих жанров ли­тературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рей­де», «Соловьи», «Темная ночь» - эти песни вошли в золотую сокро­вищницу советской песенной классики.

Образы защитников Ленинграда создали в поэмах О. Бергольц «Ленинградская поэма» и В. Инбер «Пулковский меридиан». Сталин­градской битве посвящены повести К. Симонова «Дни и ночи» и

152


В. Гроссмана «Направление главного удара». О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян и Ф. Гладкова. Ог­ромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Теркин», поэма М. Алигер «Зоя».

Война, героизм советских людей отражены в полотнах худож­ников А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С. Герасимова «Мать пар­тизана», картине А. Пластова «Фашист пролетел» и др.

В годы войны происходили заметные изменения в жизни совет­ского многонационального общества. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, укреплялось сознание единства судеб народов.

В послевоенный период сфера идеологии охватила все стороны социокультурной жизни страны. На практике это означало грубое вмешательство партийных органов в естественные процессы развития культуры. Примером тому может служить печально известное поста­новление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 авгу­ста 1946 г.). В нем произведения М. Зощенко, А. Ахматовой и ряда других писателей были объявлены «несовместимыми с социалис­тическим мировоззрением», «идейно-порочными». Такая же политика велась и в отношении других видов художественного творчества. Го­нениям подверглись С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Довженко, А. Авдеенко и др.