Происхождение трипольской культуры еще окончательно не выяснено. Современная наука не установила этногенетической связи трипольских племен с последующими племенами на территории Украины. Поэтому называть трипольцев непосредственными родоначальниками украинского народа, древними украинцами не имеет сегодня достаточных оснований. Украинский народ вышел на историческую арену позднее – в средневековые времена. Древние культуры еще не носят национальный характер.
Но культура имеет свои законы развития. Она наследственна. И если трипольцы не являются прямыми предшественниками украинцев, то целый ряд элементов их культуры стал органической частью культуры украинского народа. Это – система хозяйства, декоративная роспись домов, характер орнамента разрисованной керамики. В этом плане можно говорить, что украинская культура является оригинальным синтезом автохтонных предыдущих культур и внешних культурных взаимовлияний.
Древнейшим народом на украинском древе, который сохранила история, были киммерийцы. Они занимали территорию между Тиром (Днестром) и Танаисом (Доном), а также Крымский и Таманский полуострова. Исторические памятники этих племен относятся к IX – первой половине VII вв. до н. э. Для киммерийцев характерно было кочевое скотоводство, высокая культура бронзы и керамики с цветной инкрустацией. Киммерийские мастера одними из первых на территории Украины начали выплавлять железо.
Дальнейшее развитие киммерийского общества было оборвано нашествием скифов – ираноязычных кочевников. Первые упоминания о них, датированные серединой VII в. до н. э., содержатся в ассирийских клинописях. В середине VII – второй половины VI в. до н. э. произошло перенесение центра скифов в Нижнее Поднепровье и степной
158
Крым. В конце VI в. до н. э. тут сформировалось скифское государство. Своего расцвета оно достигло в IV в. до н. э.
Скифы оставили после себя достаточно много культурных памятников. Их находят на юге Украины в курганах, где хоронили скифских царей. Для культуры скифов характерна керамика, изобразительное искусство, которое имело зооморфный характер. Его основой было изображение оленя, барана, коня, фантастического грифона, горного козла.
Традиции скифского искусства продолжили сарматы – кочевники с Востока. Они завоевали и ассимилировали большую часть скифов и хозяйничали в причерноморских степях почти 400 лет – со II в. до н. э. до II в. н. э. Скифы и сарматы и на западе фракийцы послужили непосредственным этническим субстратом для украинцев.
На побережье Черного и Азовского морей греки в середине VII в. основали города –государства: Ольвию, Херсонес, Пантикапей, Феодосию. Они существовали здесь на протяжении почти тысячелетия. Их упадок приходится на рубеж III – IV вв. н. э.
Греческие города-государства стали прямым источником античных традиций в украинской культуре. Вместе с греческой колонизацией, на территорию Причерноморья и Поднепровья пришло письмо. Отсюда берет свое начало письменный период украинской истории. Значительную роль в культурной жизни греческих поселенцев играли литература, музыка, театр, живопись, скульптура. В I в. до н. э. – III в. н. э. греческие города-государства подчинялись Риму, поэтому существенно влияла на развитие украинской культуры римская античность.
На рубеже нашей эры как самостоятельная этническая общность сформировались славяне. С III в. до н. э. до II в. н. э. праславя-нам была характерна так называемая зарубинецкая культура (от с. За-рубинцы на Переяславщине). Носители зарубинецкой культуры были оседлыми земледельцами, но занимались и скотоводством. Население владело рядом развитых ремесел, знало выплавку железа, кузнечное дело. Посуду изготавливали на гончарном круге из местных глин. Во II в. н. э. зарубинецкая культура прекратила свое существование. На смену ей пришла черняховская культура (от с. Черняхово, ныне Ка-гарлицкого района Киевской области). Наряду с ней существовала и киевская культура.
159
Во второй половине I тысячелетия в разных районах Украины существовали волынцевская (VI - VIII вв.), роменская (VIII – X вв.) и другие культуры. Люди были объединены в восточнославянские союзы племен – волынян, древлян, полян, уличей, тиверцев, белых хорватов, северян.
Древние славяне достаточно хорошо знали природу своего края. Но неумение правильно объяснять явления окружающего мира привело к появлению языческой религии – политеизму (многобожие). Главным богом восточных славян был Перун – бог грома и молнии. Пользовались уважением в то время Стрибог – бог ветра и непогоды, Сва-рог – бог-кузнец, Ладо – бог домашнего очага. Кроме того, люди верили в таких богов как Велес, Ярило, Коляда и др. С помощью этих богов они познавали мир, осмысливали времена года, изменения в природе, свою взаимосвязь с ней. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Основу язычества составляло обожествление сил природы, солнца как источника жизни, земли как кормилицы всего живого.
Для мировоззрения древних славян был характерен антропоте-окосмизм, то есть неразделенность сфер людского, божественного и природного, понимание мира как ни кем не созданного, мира – как вечно живого огня, который размеренно угасает и размеренно загорается.
Еще до введения христианства на Руси развивалась монументальная архитектура – строились языческие рубленные из дерева храмы.
Языческая религия дала миру великие ценности и своеобразную культуру.
Христианство на Руси было принято в 988 г. (главные причины его принятия – социально- политические), но языческое мировоззрение продолжало еще долго сосуществовать с христианством, воплощаясь в феномене двоеверия (сочетание славянских верований и обычаев с православными).
Принятие христианства на Руси имело огромное значение: оно оказало влияние на все стороны жизни Руси (помогло установить политические, экономические, культурные связи со странами христианского мира); способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду деятельности стране, ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало
160
его приближение к христианским идеалам; способствовало развитию разных видов искусства.
12.2 Культура Киевской Руси
Первое государство восточных славян – Киевская Русь, существовало в IX – XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее - в пределах современной Украины). Двигателем нового культурного процесса стала христианизация Руси.
Плодотворное влияние на развитие культуры Киевской Руси оказали ее связи с Византией, которая обладала богатым античным наследием, составлявшим основу европейской цивилизации. Осваивая литературное богатство и искусство Византии, более развитую византийскую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных цивилизаций, культура Киевской Руси обнаружила яркую самобытность.
Значительную роль в формировании национальной культуры сыграла славянская письменность, пришедшая вместе с христианством на Русь от «равноапостольных» просветителей Кирилла (Константина) и Мефодия, по происхождению - греков.
Литература Киевской Руси. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковным характером литературы обусловлен выбор переводных сочинений. Наряду со Священным Писанием были переведены произведения раннехристианских авторов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к началу XII в. Среди них выделяются: «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы невелико: летописание, житие, слово.
Расцвет получает летописание местных феодальных центров. Дошедшие до нас памятники представлены в виде летописных сводов. Наиболее известны: Киевский летописный свод 1198 г., с «цесарской» записью под 1174-1177 гг. об убийстве Андрея Боголюбского; Владимирский летописный свод 1177 г. князя Всеволода Большое Гнездо,
161
призванный утвердить роль города Владимира как столицы СевероВосточной Руси; Галицкая летопись XIII в., первоначально создававшаяся как сплошное красочное историческое повествование и лишь позднее разделенная по годам.
Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи занимает «Слово о полку Игореве» (1185 г.) - отзыв на разгром войск се-верского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г. Поэма обращена против «неодиночества» русских князей перед лицом общей опасности.
Среди других замечательных произведений эпохи выделяется «Слово Даниила Заточника» (1197), где в форме афоризмов описываются разные стороны бытовой жизни Руси XII в.
С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема – борьба с иноземными захватчиками и новый жанр – плач о гибели родной земли. 1236-1246 гг. датируется «Слово о погибели земли Русской». Этот отрывок недошедшего до нас вступления к «Сказанию о житии Александра Невского»
Архитектура. С принятием христианства на Руси в конце X в. началось каменное строительство. Первые сооружения были возведены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов княжеской казны. Это была грандиозная для современников постройка площадью 900 кв. м, увенчанная 25 «верхами» - главами. Ее разрушили войска Батыя в 1240 г.