Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 37 из 46)

В первой половине XI в., в годы правления Ярослава Мудрого (ок.978 – 1055) в Киеве были построены 13-главый собор Киевской Софии, (длина – 37 м, ширина – 35 м, высота – 29 м), призванный ут­вердить равенство Руси с Византией, и каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения.

Большого совершенства добились русские мастера в области мозаики и фрески, позаимствовав их из Византии. Великолепными образцами мозаичного искусства являются интерьеры Софии Киев­ской. Особенно знаменито изображение Богоматери Оранты (Моля­щейся). Кисть отечественных мастеров проглядывает во фресковой живописи Киева и Новгорода. Киевляне, наряду со строгими сюжета­ми из Священного Писания на стенах Софийского Собора, изобразили семью Ярослава Мудрого, скоморошьи пляски, бытовые сцены.

162


В середине XI в. греческими монахами Антонием и Феодосием Печерскими был основан первый христианский монастырь в Киеве – Киево-Печерская лавра. Наряду с Киевским, известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове. Среди новгородских построек XII в. выделяются Соборы Антониева и Юрьева монастырей, княже­ские храмы Николы на Ярославовом дворище и Спаса на Нередице, небольшая уличная церковь Петра и Павла на Синичной горе.

В XII – XIII вв. храмы, за редким исключением, были одногла­выми, небольших размеров, богато украшенными скульптурными изо­бражениями. Выработались и национальные формы, композиции культовых зданий. Византийская крестово-купольная система была переосмыслена. Для храмов стали характерны ступенчатая ярусность постройки, «башенность» верха за счет подъема главы ввысь на осо­бом постаменте, членение фасадов зданий плоскими полуколоннами-пилястрами, обнесение храмов одноэтажными галереями, использо­вавшимися в качестве усыпальниц и мест общих собраний.

Живопись в XII – XIII вв. развивалась по двум направлениям: икона и фреска. Иконописные сюжеты пришли на Русь из Византии: это тип богородничных икон и икон Спасителя. Среди них выделяют­ся иконы Богоматерь Умиление и Богоматерь Путеводительница.

На Руси существовало богатое устное народное творчество – фольклор: песни, присказки, байки, сказки, загадки, заклинания. Лю­бимыми героями былин были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатыри Святогор и Кирилл Кожемяки.

Таким образом, можно сказать, что культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития и не уступала культуре большин­ства стран Европы.

12.3 Украинская культура XIV – первой половины XVII вв.

В XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав Ве­ликого княжества Литовского. Украина объединяется с Литвой в одно государство как равная с равной. Украинские, белорусские и частично российские земли составляли 9/10 общей площади княжества.

Население украинских земель не препятствовало литовским князьям, которые придерживались на захваченных землях правила: «Мы старину не разрушаем и новшеств не вводим». Местные русские феодалы сохранили свои владения, а русские земли – автономию. Ру-163


сичи занимали в государстве равное положение с литовцами; основой литовского судопроизводства стала «Русская правда». Русский (укра­инский) язык получил статус официального, которым велась офици­альная документация, составление грамот и законов, обучение в шко­лах, отправлялась служба в церкви.

Культурные традиции Киевской Руси дали толчок становлению образовательных и культурных процессов в Литовском княжестве.

Книгопечатание. Основателем книгопечатания в России и Ук­раине стал Иван Федоров (1519 – 1583). Свою деятельность начал в Москве вместе с Петром Мстиславцем в 1563 г. В 1566 г. они пере­ехали в Украину. Свою деятельность они начали в Заблудове, в поме­стье гетмана княжества Литовского Г. Ходкевича. Здесь напечатано «Учительное Евангелие». После отъезда П. Мстиславца в Вильно И. Федоров уже один выпустил «Псалтырь» с «Часословом». Из За-блудова он переезжает во Львов и в 1573 г. открывает первую в Ук­раине типографию, где в 1574 г. выходит «Апостол».

В этом же году выходит «Азбука» - первая украинская грамма­тика. Еще одна типография И. Федорова начала действовать в Остроге (1578 г.), где была выпущена «Острожская Библия». Это один из зна­чительных памятников культуры славянского народа.

Архитектура. Постоянная угроза нападения врагов и борьба против различных завоевателей обусловили своеобразный архитек­турный тип – дом–крепость, который впоследствии перерос в кре­пость-замок. Для оборонных целей использовались также хозяйствен­ные постройки и церкви. Оборонные сооружения возводились из ме­стных и привозных материалов, в основном из дерева и камня. Крепо­сти строили местные мастера, которые учитывали рельеф местности. Ярким примером феодального замка можно назвать Хотынскую кре­пость: 30/40-метровые башни, которые имели толщину стен – 5 – 6 метров. Фасад замка декорирован орнаментом из красного кирпича, что напоминает народную вышивку.

После освобождения от татаро-монгольской зависимости начи­нается активное сооружение церквей и монастырей. Так, во Львове перестраивается армянская церковь и возводится собор святого Юра, в Луцке – собор Ивана Богослова.

Территория Украины охватывает разные природные регионы, каждый из которых имеет определенные особенности. Это обусловило поиски мастерами архитектурных стилевых признаков, характерных

164


для определенной местности. Определяются два больших направле­ния: одно продолжает традиции каменного строительства XII – XIII вв., другое опирается на опыт развития народной деревянной архитек­туры. Но в обоих прослеживаются стилевые особенности оборонных сооружений – узкие окна-бойницы, оборонные башни. Яркие примеры – украинская церковь в Зимно, Троицкая церковь в Межречье, около Острога, церковь-крепость в Суткивцах.

Для архитектурных сооружений этого периода характерно су­щественное влияние Молдавии и стран Балканского полуострова, осо­бенно в прикарпатских районах.

В архитектуре середины XVI в. происходят существенные из­менения. Исчезают оборонные черты, постройки преобразовываются в обыкновенные жилые замки. Это характерно не только для внешних форм. Изменяется комплекс в целом: замки в Бережанах, Остроге, Каменец-Подольском и др. Обогащение феодалов дает им возмож­ность сооружать замки с просторными дворами для рыцарских турни­ров, роскошными залами для приема гостей и организации балов.

С принятием Магдебургского права в Украине началась за­стройка городов по европейским образцам.

Усиливается интерес к старине. Обновляются старые храмы. Так, П. Могила отстраивает храм Спаса на Берестове. Попытка при­близить образы святых к своим соотечественникам становится нор­мальным явлением. Эта эпоха в украинском искусстве впитала гума­нистические идеи. Человек становится ведущей темой искусства, а реализм – главным качеством.

Иконопись. В XIV – XV вв. в Европе формируются гуманисти­ческие тенденции, которые существенно изменяют мировоззрение лю­дей. Украина активно реагирует на эти изменения, заимствует приоб­ретенный соседями опыт. Формируется украинская, своеобразная школа иконописи. Для нее характерны стройные, пропорционально сложенные фигуры в смелых и вольных позах, с ярко выраженным украинским этническим типом. Сюжеты приближаются к народным росписям в домах. Расширяется тематика сюжетов: появляются темы страшного суда, сатирические трактовки. Под влиянием народного творчества в иконописи менее заметен аскетизм, образы святых стано­вятся теплыми, человечными. Палитра светлеет. Популярными стано­вятся святой Георгий, Николай Чудотворец, Параскева Пятница и Богоматерь с ребенком.

165


Таким образом, в живописи наметились и закрепились реали­стические тенденции, которые вскоре переросли в светское искусство.

Братства. История создания братств уходит в глубину веков. Еще в Ипатьевской летописи 1134 – 1159 гг. есть упоминание о «брат­чинах», но до XV в. они не получили широкого распространения. Дея­тельность братств активизировалась в XV в. Это было обусловлено оживлением религиозной жизни, реформаторским движением в Евро­пе. Братства сначала были сугубо светскими, но вскоре приобрели яр­ко выраженный религиозный характер.Их главная цель – защита от­цовской веры. Старейшие из братств – Львовско-Успенское (1439) и Виленско-Кушнирское (1458).

Большое значение братства придавали воспитанию, формирова­нию моральных принципов. Они имели свою выборную систему.

Благотворительность была нормой жизни братчиков, которые разными способами помогали старым, бедным, больным, вдовам, си­ротам, заключенным.

Уже с первых своих шагов братства поняли, что образование – наилучшее оружие для защиты своей веры, дальнейшей деятельности и утверждения в обществе. Поэтому при всех братствах открывались и активно работали школы, воспитанники которых несли идеи братства в массы.

При братствах работали типографии, в частности Львовская, Виленская, Киевская, Могилевская и др. Они оставили заметный след в культуре своего народа: выпускали разнообразную литературу, а главное – учебники.

Братства приобщали к самообразованию своих членов. Они принимали в свои ряды всех, кто желал и мог что-либо сделать для развития образования и культуры своего народа. По сути, движение братств выполняло ту же роль, которую на западе выполняла рефор­мация (т. е. церковная власть оказывалась под контролем городской общественности). Братства просуществовали до революции 1917 г.

Полемическая литература. В XVI в. большая часть украинских земель (Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киев-щина) попали под власть Речи Посполитой. В Украине появились польские магнаты, которым король раздарил земли, национальная культура и православная церковь подверглись жестоким притеснени­ям. Поддерживая идею объединения католической и православной церкви под властью Папы Римского, Польша на протяжении всего