Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 38 из 46)

166


XVI в. систематически пропагандировала унию, используя проповедь,
литературу и школу. Велась полемика между приверженцами унии и
ее оппозицией, в результате которой возник уникальный жанр – поле­
мическая литература. В ней значительное внимание уделялось вопро­
сам развития образования, книгопечатания. Объектом острой критики
православных полемистов – Г. Вышенского, К. Острожского, П. Мо­
гилы, Х. Филарета, была уния и ее апологеты. Они защищали полно­
мочия православной церкви. У католиков пропаганду унии взял в свои
руки орден иезуитов, выдвинув талантливых проповедников, таких
как В. Гербест и П. Скарга. Они доказывали верховенство католициз­
ма перед православием, провозгласили спасение православных через
унию.

Киево-Печерская лавра активно включилась в борьбу против униатства. Был издан цикл антиуниатских книг: «Книга о вере», «Кие-во-Печерский патерик, «Постановление запорожцам» и др. Характер­ная особенность изданий этого периода - обращение к читателю, где в популярной форме внедрялись идеи государственности и преимуще­ства православия.

Полемическая литература дала толчок развитию украинской культуры, на протяжении многих десятилетий вдохновляла украин­ских патриотов на борьбу за свою веру и свободу. Оказала большое влияние на развитие литературы и философской мысли.

Реформационное движение. Вторая половина XVI – начало

XVII вв. – время возрождения национального самосознания украин­
ского народа и патриотической направленности всех культурных на­
чинаний. Эти процессы были тесно связаны с политическими и куль­
турными движениями в Европе, которые получили название Возрож­
дение.

Ренессанс утвердил гуманизм, основными постулатами которо­го были установление справедливости общественного строя и уваже­ние человека как личности. Гуманистические идеи в Украину несла украинская интеллигенция, которая училась в западноевропейских университетах и возвращалась на родину. Это С. Ориховский, П. Ру­син, Ю. Дрогобыч, С. Кленович и др.

Но гуманизм в Украине был лишен социальной направленно­сти, экономической поддержки, как в Италии, поэтому не мог играть решающей роли в культурной жизни. Но одной из общих задач была борьба за освобождение от иноземного ига, против принудительного

167


окатоличивания и ополячивания. Этой задаче в Украине в большей мере отвечали идеи Реформации. Борьба с национальными и религи­озными притеснениями – ведущая тема многих народных дум и песен.

На украинской почве Реформация имела определенные особен­ности, главными из которых были: возрождение украинской культуры, борьба за светский характер общественной жизни, освобождение нау­ки из-под власти церкви и т. п.

Образование. В XVII в. основным культурным центром стано­вится Киев.

В 1631 г. создана школа при Киево- Печерской лавре. Ее осно­ватель Петр Симеонович Могила – выдающийся культурный деятель Украины. Автор ряда книг «Евангелие учительское», «Требник», соав­тор катехизиса «Православное исповедание веры».

В 1632 г. произошло слияние Лаврской и Киевской братской школ и создан Киево-Могилянский коллегиум (с 1701 г.– Киево-Могилянская академия).

На землях Левобережной Украины среднее образование давали коллегиумы в Чернигове, Харькове, Луцке, Виннице и др. Их учебные программы предусматривали изучение родного и иностранных языков. Обязательными были: история, география, рисование. Выпускники коллегий могли продолжать обучение в Киево-Могилянской академии, которая была первым высшим учебным заведением у восточных сла­вян.

Вопросы для самопроверки:

Какие памятники Киевской Руси дошли до нашего времени?

Какое влияние на гуманистическое развитие Украины имела Ре­формация?

Каково значение Киево-Могилянской академии в культурном процессе Украины?

Кто такой Иван Федоров? Его вклад в книгоиздательскую дея­тельность.

Термины:

Автохтоны - первоначальное, исконное население.

Двоеверие – религия Киевской Руси XI- XIIвв., в которой дох­ристианские верования восточных славян, и особенно культ Дажьбога, сосуществовали с христианством.

168


Зооморфизм – представление богов в образе животных, пред­шествовавшее, а иногда и сопутствовавшее, антропоморфизму.

Икона – живописное или рельефное произведение христианско­го изобретательного искусства, в основе которого лежит духовная об­разно-смысловая система.

Летописи – исторические произведения, вид повествовательной литературы Руси XI – XVII вв. Состояли либо из погодных записей, либо представляли собой наместники сложного состава.

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое выражение действительно­сти, объясняющее характеры героев и обстоятельства в художествен­ных произведениях социально-историческими условиями.

Язычество – термин, принятый в христианской литературе для обозначения дохристианских и нехристианских религий. В Новом За­вете язычниками названы народы, не входившие в первохристианские общины.

Раздел 13. Украинская культура: развитие и современное состояние

13.1 «Украинское» барокко

Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобере­жья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способст­вовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т. п.

Во второй половине XVII в. в Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.

В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: офици­альное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действи­тельности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональ­ное влияние на зрителя.

169


В каменном культовом строительстве выделяются два направ­ления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехвер-хое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, де-вятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская цер­ковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георги­евская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерус­ского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского мона­стыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.

В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.

Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – бо­гатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с тради­циями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художествен­ные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися масте­рами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников дере­вянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.

Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отлича­лось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распростра­нении сыграли братские школы. Это течение представляли компози­торы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.

13.2 Украинская культура Нового времени

XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали обучение, что было нормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Она дала миру таких талантливых и одаренных государственных деятелей, уче­ных, писателей и художников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, М. Березовский, И. Григорович-Барский, Н. Згурский, П. Завадовский и

170


многих других. Полный курс обучения длился 12 лет. Изучались французский, немецкий, польский, русский, еврейский языки, рисова­ние, физика, астрономия и т. д. Академия была доступна для всех со­словий. Имела большую библиотеку, которая в конце XVIII в. насчи­тывала около 10 тыс. томов из разных областей знаний на всех евро­пейских языках. По приказу императора Александра академия была закрыта (1817). С 1992 г. в Киеве действует университет «Киево-Могилянская академия», который является высшим учебным заведе­нием международного уровня.

Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятель­ности известного философа и просветителя Ф. Прокоповича. Он один из первых принес в украинскую научную школу лучшее наследие фи­лософской научной системы Европы. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда в Россию становится проповедни­ком и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода (1722 – 1794). Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенства народов, лю­дей независимо от их социального происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеаль­ному обществу он видел в воспитании нового человека через самопо­знание и труд. Г. Сковороде были присущи идеалистические концеп­ции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, который соединяет телесное, т. е. материальное, и внутреннее, божественное.