Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 39 из 46)

Большой вклад внес Г. Сковорода и в литературу. Он написал много песен, которые широко распространились в народе, баек, где высмеивалась борьба дворян за титулы и другие людские пороки. Од­на из его наибольших заслуг состоит в том, что он первый в литера­турном процессе начал пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие, литературные произведения оказали большое влияние на последующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинского народа.

Литература. Начиная с XVIII в. в украинскую литературу вхо­дят новые направления. В противовес дидактической и теологической литературе начинает формироваться светская, в которой увеличивает­ся жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, эмблематичная поэзия и др. Наибольшую популярность приобрел И. Величковский, автор эмб-

171


лематичных сборников «Млеко» и «Зегар» и сборников эпиграмм, ие­ромонах К. Зиновьев, сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др. В произведениях этих авторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма, отражается быт украинского на­рода, героями становятся городские жители, ремесленники.

Зарождается сатирическая поэзия. В сатирических стихотворе­ниях раскрывается нелучшее отношение к церкви и ее служителям. Преимущественно эти произведения анонимны.

К оригинальному виду литературного творчества можно отне­сти проповеди. Это был своеобразный жанр, который вмещал опреде­ленную историческую информацию, формировал моральные принци­пы, осуществлял сравнительный анализ библейских героев с совре­менниками; делались попытки ввести в них даже анекдоты и присказ­ки. Известными авторами того времени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей «Жемчужина ценнейшая», П. Могила, М. Смотрицкий, Ю. Аникий.

Популярными становятся оды. Их пишут по различным истори­ческим поводам, а также в знак уважения к тому или иному лицу («Ода на рабство» В. Капниста).

Фольклорное наследие представлено историческими и лириче­скими песнями. В них речь идет о славных днях героического Запоро­жья, о борьбе повстанцев, гайдамаков, Колиивщину и другие события. Много песен создано о героях освободительной войны: Богдана Хмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша, Ивана Гонту и др.

Архитектура и изобразительное искусство. Значительный ху­дожественный вклад в развитие архитектуры внесли выдающиеся мас­тера, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта Анд­реевской церкви, О. Квасов создал собор в Козельце, Б. Меретин, ав­тор собора Святого Юра во Львове; плодотворно работали архитек­торы украинской школы С. Ковнир, который построил так называемый Ковнировский корпус в Лавре, звонницы Дальних и Ближних пещер, и воспитанник Киевской академии И. Григорович-Барский, который по­строил церкви Покровскую, Николая Набережного, комплексы Меж­горского и Кирилловского монастырей, магистрат и много частных домов. Он первым из украинских архитекторов отказывается от влия­ния барокко, чем подготавливает переход к архитектуре классицизма.

172


В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитекту­ра. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.

Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписы­ваются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие хра­мы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвы­шенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями

Также активно развивается каменное строительство, наблюда­ются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура де­корируется лепниной и дополняется цветом.

Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архи­тектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Соро-чинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.

В конце XVII – начале XVIII вв. в живопись также приходят но­вые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменя­ется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теоло­гических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.

В образах святых наблюдается введение украинского этниче­ского типа. Это ясно заметно в творчестве мастеров конца XVII – на­чала XVIII вв. – И. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произве­дения – это росписи Богородчанского иконостаса и церковь в Волын-цах и Скваряве. В иконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц. Углубляется интерес к увековечиванию образов современников. В иконах, кроме активного использования цвета, по­является движение; до этого фигуры были статичными. В Киево-Печерской лавре открывается школа для подготовки художников-иконописцев.

В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направ­ления – сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое – светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.

173


Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической рабо­те, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Ук­раины.

Музыка. Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В это время в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные цеха открываются по всей Украине. Во многих крепостных имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумов­ского в Глухове).

На основе народных песенных традиций развивается песня-романс литературного происхождения – «Всякому городу нрав и пра­ва», «Ой ты, птичка желтобока», «Стоит явор над горою» Г.Сковороды, «Ехал казак за Дунай» С. Климовского, «Смотрю я на небо» (сл. М. Петренко, муз. Л.Александровой), «Стоит гора высокая» (сл. Л. Глебова) и др.

В конце XVIII - начале XIX вв. появляются новые жанры опера (первой украинской национальной оперой была „Запорожец за Дуна­ем” С. Гулака-Артемовского – 1863 г.) и камерно-инструментальные произведения (М. Березовский, Д. Бортнянский). Открываются театры, где наряду с драматическими в репертуар входят оперные и балетные представления: 1776 г. – во Львове, 1806 г. – в Киеве, 1810 г. – в Одес­се. Плодотворно работают композиторы И. Витковский, И. Лозинский, И. Лизогуб и А. Лизогуб, Г. Рачинский и др.

Таким образом, отечественные писатели, ученые, художники, музыканты, опираясь на идеи Просвещения и критикуя существующее социальное устройство, заложили основы материалистического миро­воззрения в украинском искусстве.

13.3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке

В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма бы­ла окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на не­благоприятные условия творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление в развитии образо­вания. Единственным высшим учебным заведением оставалась Киево-

174


Могилянская академия. Но она не могла обеспечить надлежащего раз­вития высшему образованию.

В XIX в. украинские университеты – Харьковский, Киевский, Одесский и институты – Харьковский технологический, Киевский по­литехнический, стали центрами подготовки учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины. К концу XIX в. в Украине насчитывалось 17 тыс. начальных школ, 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих училищ (преимущественно частных).

Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судь­бу украинского народа. Вызвала волну патриотических настроений против наполеоновского нашествия, дала значительный импульс подъему национальной самосознательности украинцев, пробудила ро­мантический интерес к языку, фольклору и быту украинского народа.

Значительную роль в развитии украинской культуры во второй половине XIX в. сыграла «Просвита». Образована как общественное товарищество 8 декабря 1868 г. Имела свои филиалы в различных го­родах Украины. «Просвиты» издавали книги для народа, осуществля­ли театральные постановки, создавали народные хоры, вели борьбу за право преподавания предметов в школах на украинском языке. В ра­боте «Просвит» принимали участие прогрессивные деятели украин­ской культуры Ю. Федькович, Г. Хоткевич, Л. Украинка, М. Коцюбин­ский и др.

Значительные достижения украинской культуры связаны с раз­витием литературы. Первым произведением новой украинской лите­ратуры стала «Энеида» И. Котляревского, который соединил традиции народного и литературного творчества. Пьесами «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей» писатель закрепил национальные основы лите­ратурного языка, утвердил жанр бытовой драмы, лирических стихов и песен. В литературу в этот период вошло много талантливых авторов – П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребинка, в про­изведениях которых соединяются элементы классицизма и сентимен­тализма, романтизма и просветительского реализма, различные тече­ния, стили и жанры.