Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 4 из 46)

Животному свойственно пассивное приспособление, люди же стремятся преобразовать мир. Творческий акт всегда есть освобожде­ние и преодоление. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свобод­ный может творить. Лучше всего раскрывает сущность творческого акта искусство, художественное творчество. Всякий творческий худо­жественный акт есть частичное преображение жизни. В творчески ху­дожественном отношении к миру приоткрывается мир иной. Однако здесь виден трагизм всякого творчества. Он выражается в несоответ­ствии между замыслом и его выполнением. Великие художники обла­дают огромной творческой энергией, но в их созданиях она никогда не может быть реализована полностью. Подняться над повседневной про­зой жизни личность не может без внутренней готовности к возвышен­ному, к романтическому порыву. В акте творчества индивид соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы, в котором он только и может чувствовать себя действительно человеком.

Налаживание межиндивидуальных связей, реализация творче­ских возможностей немыслимы без третьей человеческой потребности – потребности в ощущении глубоких корней. Каждый человек стре­мится осознавать себя звеном в определенной стабильной цепи чело­веческого рода, возникшей в праистории. Американский ученый опре­деляет такие формы как корневые, психологически прочные связи.

В качестве четвертой потребности человека Фромм называет стремление к познанию, к освоению мира. Одно из глубоких интим­ных влечений личности – желание распознать логику окружающего мира, удовлетворить свое стремление к пониманию смысла универсу­ма. Определенными практическими навыками владеют и животные. Волк «продумывает», как броситься наперерез зайцу и поймать его в строго определенной точке. Однако это «знание» остается частным

18


приобретением. Оно не обогащается другими открытиями, разнород­ные представления не становятся целой системой.

Наконец, пятая потребность человека, являющаяся одной из глубинных его потребностей, – стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя неким признан­ным образцом. Такую ориентацию дает ему именно культура. Вот по­чему проблема культурной идентичности играет огромную роль в культурологии.

Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихо­логического наблюдения, а затем распространен на «нормальную» ду­ховную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию как попытку ре­бенка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед окружающим его миром.

Исследования современных ученых, прежде всего психологов, позволяют значительно расширить представление о таком механизме. Мир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. В основе эмо­циональных состояний, какими являются любовь, нежность, сострада­ние, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Ведь эти чувства по самому своему определению «открыты», «направлены» на иной объект. Следовательно, глубинная потребность человека со­стоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персони­фицированные образцы, с которыми он мог бы идентифицировать се­бя.

Стремление человека познать самого себя проявляется еще в детстве. Все его попытки найти в себе специфически человеческое свойство или дать автохарактеристику, отражают, в конечном счете, действие механизма идентификации. Однако до конца понять себя – удел избранных…Значительно чаще человек меняет собственные представления о самом себе. индивид живет в мире напряженных и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий. ему постоянно нужна опора. Ему необходимо соотносить свое поведение с персони­фицированным образом. Девочки играют в дочки-матери. Это непре-

19


ходящий, постоянно воспроизводимый ритуал игры. Идеал многих юношей персонифицировался в Джоне Ленноне. Пусть зыбкая, но мо­да. Государственный чиновник стремится уподобиться вышестояще­му. Неформалы со своей эмблематикой… Люди пытаются выразить себя опосредованно, через систему ритуалов, стереотипов, готовых образцов. В основе персонификации лежит не только телесность, внешний облик, но и психологический тип личности. Например, тип «тургеневской девушки», долго служивший точкой отсчета для жен­ских образов, созданных русской литературой.

Сознание человека антропоморфно. Природа, космос, социаль­ная реальность осмысляются через определенную установку – поме­щение человека в центр мироздания. все явления мира воспринимают­ся с точки зрения опыта и ценностей человека. Человек постоянно отождествляет себя с группой, этносом, нацией, расой, человечеством. Вот почему возникает проблема парадоксов культурной идентичности. Культурная идентификация – самоощущение человека внутри кон­кретной культуры. Расовые, этнические, религиозные и иные формы дискриминации, в конечном счете, коренятся в эволюционной потреб­ности индивида в определенных формах групповой идентификации. Группы, которые сумели добиться кокой-то сплоченности, возможно, выжили лучше, чем те, которые не смогли ее добиться

Исторические волны парадигмальных преобразований каждый раз изменяют индивидуальную и групповую культурную идентич­ность. Например, в течение десяти тысяч лет господства на планете сельского хозяйства индивиды чрезвычайно просто идентифицирова­лись с семьей, кланом, деревней или другими группировками, которые захватывали индивида при появлении его на свет. Индивид рождался уже как член семьи и расовой группы. В результате промышленной революции семейные формы культурной идентификации заметно ос­лабли. Это выразилось, в частности, в том, что забота о престарелых была снята с детей и возложена на государство. Национальные привя­занности усилились, а местные связи ослабли. но в этом случае гос­подствующие идентификации, кроме профессиональных связей, по-прежнему фиксировались или в значительной степени предопределя­лись уже при рождении.

Современная культурная идентификация также претерпевает определенные изменения. Утрачивая связь с контекстом своего рож­дения, индивид получает возможность большого выбора в самоопре-20


делении. Конечно, мы по-прежнему рождаемся как члены семей и ра­совых групп, однако очевидно, что по мере нарастания современных цивилизационных преобразований многие люди приобретут большую возможность в выборе культурной идентичности в соответствии с усилением индивидуальности в новой социальной структуре. Заметно ускоряются ныне и темпы социальных и культурных изменений, так что идентификации, которые выбираются, становятся все более крат­ковременными. Новые формы самоотождествления накладываются на прежние, возможно, более глубоко укорененные формы идентичности. Национальное, или этническое, сознание предполагает идентифика­цию индивида с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней». Миросозерцание этнической группы вырабатывается с помощью символов общего прошлого этноса – мифов, легенд, свя­тынь, эмблем. Эта культурно-историческая преемственность в жизни этноса – величина динамическая и переменная.

Целостность этнической структуры, функционирование этниче­ского «субобщества», общины обусловливают единство этноса. Этни­ческая структура – это арена наглядного проявления и воплощения этнической культуры и текущей жизни. Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая актив­ность, экономическое поведение, досуг и развлечения – все это может быть в той или иной степени основой для культурной идентификации.

Вопросы для самопроверки:

В чем причина множественности определений культуры?

Каковы функции культуры в обществе?

Что такое социализирующая функция культуры?

Что такое механизм идентификации?

Почему образ не похож на прототипа?

Термины:

Культура – специфический способ организации и развития жиз­недеятельности, представленный в продуктах материального и духов­ного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

21


Культура художественная – совокупность художественных цен­ностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

Культурная идентификация (от лат. – тождество) – самоощуще­ние человека внутри конкретной культуры.

Культурная стратификация – наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоз­зренческими позициями, направленностью деятельности в разных об­ластях культурной практики.

Культурное наследие – достижения различных областей культу­ры, полученные от предыдущих поколений людей, назначение кото­рых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи.

Культурология – наука, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Раздел 2. Основные культурологические концепции 2.1 Просветительские концепции культуры

Представление о культуре формировалось в процессе развития европейской теоретической мысли, истоки которой берут начало в эпоху Просвещения. Если первоначально термин «культура» согласо­вывался с чем-то вполне конкретным, на что было направлено культи­вирование (например, культура земли, культура души), то в эпоху Просвещения он стал употребляться для обозначения достигнутого уровня общественного состояния человечества.