Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 40 из 46)

В 20-е годы романтизм (Л. Боровиковский, М. Костомаров, В. Забила и др.) принес в украинскую литературу жанры баллады, ро­манса, исторической поэмы, драмы, трагедии (А. Метлинский, О. Афа­насьев-Чужбинский).

175


Большое влияние на развитие украинской литературы оказало творчество Т. Шевченко. Он поднял украинскую литературу на миро­вой уровень. Его «Кобзарь» стал эпохальным явлением. Под влиянием его творчества и введенного им направления критического реализма в украинскую литературу входят М. Вовчок, П. Мирный, И.Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Л. Украинка и др.

Большой вклад в развитие украинской литературы сделали пи­сатели П. Кулиш (роман «Черная рада»), Б. Гринченко (сборники сти­хов «Песни Василя Зайченко», «Под сельской крышей», повести «Солнечный луч», «Под тихими вербами» и др.), поэты М. Щеголев (сборник «Слобожанщина»), В Самойленко (сатирические стихи «Эльдорадо», «Патриот Иван» и др.), В. Кулик, П. Таволга-Мокрицкий.

Классические образцы социально-бытовой повести и рассказа создал И. Нечуй-Левицкий. В высокохудожественной форме нарисова­ны жизнь, быт и психология различных слоев населения Украины («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» и др.).

В 90-х годах повышается интерес к драматическому искусству. Яркими представителями на этой ниве были М. Старицкий и И. Кар­пенко-Карый. Пьесы М. Старицкого «В темноте», « Ой, не ходи Гри-цю да на вечерницы» правдиво показывают жизнь украинского села. В духе критического реализма написаны пьесы «Наймычка», «Сто ты­сяч» и другие И. Карпенко-Карого.

Несмотря на запреты и ограничения царского правительства, сформировалось украинское театральное искусство, выросла плеяда замечательных актеров: М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М. Зань-ковецкая, М. Садовский.

Украинское изобразительное искусство второй половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций, которые были продемонстрированы Товариществом передвижных художест­венных выставок, душой и организаторами которой были И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Членами товарищества были и украинские мастера. Выставки экспонировались в Киеве, Харькове, Одессе и других городах Украины, вызывали интерес и позитивно воспринимались общественностью.

Существенное влияние на развитие прогрессивного реалистиче­ского искусства оказал И. Репин. Родился он на Слобожанщине в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Он написал известные картины

176


на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому сул­тану», «Вечерницы», «Гопак», портрет Т. Шевченко; сделал много зарисовок из жизни и быта украинского народа.

Реалистические традиции, заложенные Т. Шевченко, продолжа­ли К. Трутовский, Л. Жемчужников, М. Микешин, Л. Позен и др.

Особенную славу приобрел художник С. Васильковский. после окончания Санкт-Петербургской академии искусств. Он жил и работал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспел красоту украинской природы, написал ряд картин на историческую тему: «Казаки в степи», «Казацкий пикет» и др.

Живопись также приобретала популярность в Украине. Созда­ются «Общества любителей изящных искусств» , при которых откры­ваются художественные школы, в частности в городах Киеве, Харько­ве, Одессе. Позднее они были реорганизованы в художественные учи­лища, что и стало базой для формирования украинской профессио­нальной школы образовательного искусства.

В Галичине, под влиянием украинских идей, работали худож­ники: Т. Копистинский, Т. Романчук, К. Устиянович и И. Труш. Тема­ми своих произведений они избирали бытовую и историческую тема­тику, в пейзаже воспевали родной край, а И. Труш выполнил портре­ты И. Франко, В. Стефаника, Л. Украинки.

Во второй половине XIX в. наблюдаются определенные изме­нения в создании монументальной пластики. Одним из первых был установлен памятник князю Владимиру, работу над которым начал В. Демут-Малиновский, а закончил П. Клодт. Памятник украсил один из живописных парков Киева, который киевляне любовно назвали Владимирской горкой.

Зачинателем реализма в украинской монументальной скульп­туре стал М. Микешин , автор многих монументов и памятников, уста­новленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в 1888 г. был создан памятник Б. Хмельницкому.

Для своего родного города Полтавы Л. Позен создал два памят­ника своим землякам – И. Котляревскому (1903) и Н. Гоголю (1915)

Музыка. Повышается интерес к изучению народной мелодии у композиторов, которые работали над украинской тематикой. Стоит выделить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Боро­дина, Н. Римского-Корсакова и др. Так, М. Мусоргский за по мотивам произведений Н. Гоголя написана опера «Сорочинская ярмарка»,

177


Н. Римский-Косаков – оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рожде­ством», П. Чайковский – оперу «Черевички», А. Бородин – оперу «Князь Игорь».

Украинские композиторы М. Вербицкий, С. Воробкевич, П. Ни-щинский под влиянием стихов Т. Шевченко создали чудесные музы­кальные произведения по их мотивам.

Большой вклад в развитие украинского музыкального искусства внес Н. Лысенко. Он собирал и обрабатывал украинские народные песни и опубликовал 7 сборников, создал симфонические и камерные произведения и оперы «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «На­талка-Полтавка», а также уникальный в то время жанр – оперы для детей «Коза- дереза», «Пан Коцкий» и «Зима и весна».

Таким образом, культура украинского народа в XIX в. достигла значительных успехов. Именно в это время был заложен мощный фундамент для дальнейшего развития украинской культуры, а лучшие образцы искусства этого периода позволяют говорить о нем, прежде всего как о классическом периоде, когда черты национального харак­тера нашли свое воплощение в творчестве выдающихся представите­лей народа.

13.4 Украинская культура на стыке двух веков

Украинская культура конца XIX – начала XX вв. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этот период насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российском об­ществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянули украинскую общественность в поток общероссийского осво­бодительного движения. Вопросы перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план. В Закарпатье, Гали-чине, Буковине в начале ХХ в. усилилось общественное движение.

Культура остается той сферой, в рамках которой происходит развитие национального самосознания. Целое поколение украинских мыслителей на рубеже XIX –XX вв. реализовывало свои националь­ные стремления на ниве культуротворчества.

В этот период обострилось противостояние между привержен­цами «чистого» искусства и приверженцами идейно-революционного направления.

178


Приверженцы «чистого» искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и разночинную интеллигенцию.

Революционные события 1905 – 1907 гг. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть М. Коцюбинского «Фата Моргана», где он показал развитие революционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что это дало при отсутствии соответствующей организа­ции. Революцию приветствовали прогрессивные украинские писатели, такие как П. Мирный поэмой в прозе «Сон», И. Франко поэмой «Мои­сей». Л. Украинка пишет ряд произведений революционного и сатири­ческого звучания: «Осенняя сказка», «Песня про волю», «В катаком­бах», «Ошибка», в которых она прославляет борцов, воспевает героев революции.

Украинское духовенство в начале столетия вело себя не лучшим образом, чем вызвало неуважительное к себе отношение. Это дало толчок к созданию ряда литературных произведений атеистической направленности.

В украинской культуре этого периода ярко проявились лучшие черты – идейность, народность, реализм. Украинский театр превра­тился в общественную трибуну в борьбе за утверждение демократиче­ской украинской культуры. Поражение революции 1905 – 1907 гг., ре­акция со стороны царизма обострили идеологическую борьбу в куль­турных и просветительских кругах. Часть творческой интеллигенции, вследствие этих событий, была растеряна. На творчестве отдельных композиторов отразилось влияние модернизма (Б. Яновский, Л. Лисов­ский и др.) В пропаганде украинской музыки большую роль сыграли выдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы И. Алчевский, Е. Гушалевич, С. Крушельницкая и др.

Влияние народной песни на развитие сознания все более воз­растает, Актуально звучат старинные песни о народных восстаниях и победах над завоевателями. Появляются произведения о современных событиях, думы на историческую тематику, революционные, лириче­ские, пролетарские песни (в частности «Слезами полита Украина»); расширяются обработки старых народных героических или шутливых и сатирических песен (например: «Туман яром котится», «Ревет и стонет люд голодный»). Украинская музыка в этот период развивает-

179


ся в тесной связи с жизнью народа, его борьбой за социальное и на­циональное освобождение.

В начале XX в. продолжает развиваться изобразительное искус­ство. Особое влияние имело Товарищество передвижных художест­венных выставок, которые правдиво показывали жизнь и быт разных слоев трудового народа. Среди членов Товарищества было много из­вестных украинских художников: М. Кузнецов, И. Похитонов, А. Му-рашко, Т. Дворников и др.

Украинское искусство представляли ведущие мастера реали­стического демократического направления Н. Пимоненко, С. Василь-ковский, В. Костанди, П. Левченко, А. Мурашко и др. Особую попу­лярность приобрели произведения Н. Пимоненко « свадьба в Киевской губернии», «Ярмарка», «Домой» и тематические картины социально­го содержания «Жертва фанатизма», «Проводы рекрутов», «Коно­крад» и др.