Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 41 из 46)

В конце первого десятилетия ХХ в. в украинское искусство вхо­дят модернистские европейские течения – модерн, эклектика, декора-тивизм, а также формальные направления – экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм и др.

В этот период были закрыты «Просвиты», приостановлено из­дание литературы, чтение лекций на украинском языке, постановка театральных представлений. Например, в 1913 г. из 5283 книг, кото­рые вышли в Украине, только 176 были украинскими.

Первая мировая война (1914 - 1918) обострила политические и национальные противоречия Российской империи, активизировала освободительное движение подневольных народов против самодержа­вия. Под давлением народных масс 2 марта 1917 г. отрекся от престола царь Николай II. Прекратила свое существование царская монархия. 14 марта в Киеве официально провозглашено о падении монархии и установлении нового правительства. С этого времени начался новый отсчет времени – ХХ век.

13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг.

Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все не-180


урядицы, связанные с изменением политических режимов, которые устанавливались в Украине, культурная жизнь продолжала развивать­ся. Широкий размах приобрело создание новых общественных куль­турно-творческих организаций и объединений, которые сплотили во­круг себя значительные кадры украинской интеллигенции. Отличи­тельной чертой того времени стало открытие украинских школ. Воз­родилась деятельность «Просвит».

Революционные события существенно повлияли на содержание литературно-художественной жизни. Молодые поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, литературных альманахов. По­эзия Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки – та почва, на которой сформировались П. Тычина, В. Чумак, В. Сосюра, М. Рыльский и др. Видными произведениями украинской литературы стали сборники стихов «Плуг» и «Солнечные кларнеты» П. Тычины, «Красный запев» В. Чумака, «Красная зима» В. Сосюры. Пользовались популярностью прозаические произведения С. Васильченко, А. Головко, П. Панча, О. Вишни, С. Пилипенко и др.

Острая классовая борьба породила разные идейные платформы в литературе и искусстве, распространенным стало течение «модерни­стского символистского направления». Главным врагом искусства представители этого течения считали реализм. Из заметных предста­вителей этого течения можно назвать М. Семенко, Г. Коляду, Г. Шку-рупия, Д.Бузька и др.

Особые позиции в молодой советской литературе занимали не­оклассики (сформировались в 1922 г.) К ним принадлежали М. Рыль-ский, М. Зеров, П. Филиппович, М. Драй-Хмара и др. Они выступали за высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекое прошлое, примером настоящего искусства служили об­разцы античной поэзии и других древних эпох.

В 1918 г. в Киеве было открылись три театра – Государствен­ный драматический, Государственный народный и Юного зрителя (возглавил его Л. Курбас). В театрах Киева, Харькова и других горо­дов работали выдающиеся мастера сцены М. Заньковецкая, П. Сакса-ганский, А. Бучма, В. Василько, Б. Романицкий, Ф. Барвинская и др. Со сцены звучали произведения композиторов Украины, последователей Н. Лысенко – Я. Степового, К. Стеценко, П. Демуцкого, В. Косенко, входила в творческую жизнь и молодежь – Г. Веревка, П. Козицкий,

181


Б. Лятошинский и др. Значительным событием было создание в 1920 г. Государственной украинской странствующей капеллы «Думка», которая со временем стала одним из лучших коллективов Украины. Быстро шел процесс становления украинской прессы. Уже в 1917 г. на украинском языке издавалось 63 периодических издания. Развивается высшее образование. В конце 1920 г. в вузах Украины обучается 57 тыс. студентов.

Центрами литературно-художественной жизни становятся клу­бы, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональные союзы (например: союз сельских писателей «Плуг», союз пролетарских пи­сателей «Гарт»). Писатель Н. Хвылевой фактически стал лидером но­вой литературной организации – ВАПЛИТЕ (Вольная академия проле­тарских писателей), которая существовала в 1925-1928 гг. Члены орга­низации стояли на позициях самобытности украинской национальной духовности и европейских традиций.

Кроме пролетарских, действовали и группы «непролетарских» писателей: символистов (П. Тычина, Д. Загул, Ю. Меженко) и футури­стов (Н. Семенко, Г. Шкурупий).

Заметное влияние на развитие украинского изобразительного искусства оказала созданная Ассоциация художников Красной Украи­ны (АХКУ), которая своей целью провозгласила отражение современ­ности. Аналогичное по своему направлению было товарищество им. К. Костанди в Одессе. Другой характер имела Ассоциация рево­люционных художников Украины, созданная в 1925 г. Она объединяла художников разных направлений, которые декларировали реалистиче­ские традиции и ориентировались на новое западноевропейское искус­ство. Группой, которая интересовалась передовой модернистской жи­вописью, было Объединение современных художников Украины, ор­ганизованное А. Петрицким. На позициях реалистического искусства стояло Объединение творческой молодежи Украины (1928 – 1930), к которому принадлежали преимущественно студенты художественных институтов.

Начала возрождаться светская монументальная живопись, в ко­торой заметной фигурой был М. Бойчук. Началось становление стан­ковой живописи (Ф. Кричевский).

Успешно развивается графика; популярными становятся офорт, гравюра на дереве, литография.

182


Архитектура носит массовый характер. Значительные сооруже­ния, возведенные в стиле конструктивизма, – электростанция и кино­фабрика в Киеве.

Частично в стиле украинского модерна в Киеве в 1927 – 1933 гг. построен железнодорожный вокзал (архитектор А. Вербицкий). В 1925 – 1929 гг. построено несколько дворцов культуры, домов советов, ра­бочих поликлиник. Отдельно развернулось промышленное строитель­ство – грандиозная Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс).

Важное значение в культурном и политическом воспитании приобретает радио. К 1932 г. большинство городов было радиофици­ровано.

13.6 Украинская культура в 30 - е годы

Общественно-политическая атмосфера в 30-е годы определи­лась усилением шовинистических тенденций, постоянными поисками шпионов, вредителей, буржуазных националистов и других «врагов народа». Волна за волной прокатывались судебные процессы над раз­ными организациями. По неполным данным, только с 1930 по 1941 гг. в Украине было раскрыто 100 различных организаций и групп, кото­рые квалифицировались как «националистические контрреволюцион­ные». Жертвами репрессий в Украине стали свыше 800 тыс. человек. Особенно заметные утраты понесли писательские организации. По обвинению в причастности к «украинской военной организации» был арестован О. Вишня. В концлагеря попали М. Кулиш, М. Зеров, В. Вражливый, И. Калячик, В. Пыдмогильный, Д. Загул, Е. Плужник и др. Всего на протяжении 1934 – 1938 гг. было арестовано более поло­вины членов и кандидатов в члены Союза писателей Украины.

Решающую роль в драматических событиях относительно лите­ратуры сыграло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литера­турно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Постанов­ление обязывало содействовать дальнейшему формированию и утвер­ждению единого творческого метода в литературе и искусстве – мето­да социалистического реализма.

В июле 1934 г. состоялся Первый съезд писателей, который объединил 300 человек в единый Союз советских писателей Украины.

Украинская поэзия несмотря но притеснение, находит возмож­ность реализовать свой творческий потенциал. Выходят поэтические

183


сборники: «Ветер с Украины», «Сталь и нежность» П. Тычины; «Лето», «Сбор винограда» М. Рыльского; «Красные розы», «Люблю» В. Сосюры; «Из книги жизни», «Март» А. Малышко и др.

Прозаики донесли до читателей романы и повести: «Александр Пархоменко» П. Панча, «Мать» А. Головко, «Всадники» Ю. Яновско­го и др.

В украинское изобразительное искусство приходят молодые ху­дожники. Завоевывает популярность тематическая картина, героями которой становятся современники. Заметными становятся полотна «Кадры Днепростроя» К. Трохименко, «Победители Врангеля» Ф. Кричевского, «Щорс в бою под Черниговом» Н. Самокиша и др.

30-е годы – период становления и утверждения украинского ки­ноискусства. В 1933 – 1938 гг. Киевская и Одесская киностудии вы­пустили 55 фильмов (например: «Богдан Хмельницкий», «Всадники», «Щорс» и др.).

Музыка также рассматривалась как способ партийной пропа­ганды. И все же украинская музыка сохранила и развила лучшие на­циональные черты народного музыкального творчества и классики, обогатила их новым идейным содержанием. Создавались песни и ду­мы о революции, Красной армии, появилось много бытовых лириче­ских и сатирических песен. Из музыкальных произведений выделяют­ся своей эмоциональностью «Октябрьская кантата» М. Вериковско-го, симфоническая поэма «Поход» А. Штогаренко и др. Значительным событием в музыкальной жизни страны стал выход на сцену в 1940 г. оперы «Богдан Хмельницкий» М. Вериковского.

13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны

Во время Второй мировой войны (1941 – 1945 гг.) вся террито­рия Украины была оккупирована немецкими фашистами. Важную роль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками играли средства массовой информации, особенно радио.