Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 42 из 46)

Десятки украинских театральных коллективов, актерских бри­гад несли свое искусство фронтовикам, вдохновляя их на борьбу за свободу и независимость Родины. Например, Киевский театр оперы и балета им. Т. Шевченко послал на фронт 22 бригады, которые дали 920 концертов. Всего театры Украины послали на фронт 108 концерт­ных бригад.

184


Глубоким патриотизмом было наполнено украинское киноис­кусство. Украинскими режиссерами в этот период было создано не­сколько высокопатриотических художественных фильмов («Как зака­лялась сталь» М. Донского, «Партизаны в степях Украины» И. Сав­ченко). Работники хроникально-документального кино создавали своеобразную летопись борьбы с оккупантами («День войны», «На­родные мстители», «Черноморцы»).

Ведущими темами в творчестве композиторов периода войны были патриотизм, вера в победу над врагом. Наибольшее внимание они уделяли созданию массовой боевой песни. Только за два первых месяца войны киевские композиторы создали свыше 40 песен и не­сколько походных маршей.

Бригады художников выезжали на фронт, заводы, в колхозы, вели активную художественную пропаганду и собирали материал для будущих художественных произведений. Со всех жанров изобрази­тельного искусства в этот период интенсивно развивается графика. Первое место занимают плакат и сатирический рисунок. В сатириче­ских жанрах работали художники В. Гливенко, А. Козюренко, В. Лит-виненко. Их сатирические плакаты не только вызывали смех, но ут­верждали уверенность в разгроме фашистов.

Гитлеровцы разрушили в Украине 714 городов и поселков, свыше 28 тыс. сел. Значительные утраты понесли исторические и краеведческие музеи, библиотеки, картинные галереи. Всего из Ук­раины враги вывезли свыше 330 тыс. ценных музейных экспонатов, сожгли более 50 млн. книг.

Вторая мировая война была серьезным экзаменом для украин­ской культуры. Но следует отметить, что деятели культуры оказались на высоте своего призвания: они все подчинили задачам разгрома вра­га. В сложных условиях войны культура стала могучим средством в борьбе против фашизма.

13.8 Культура Украине во второй половине ХХ века и на совре­менном этапе.

В послевоенные годы расширилась сеть научно-

исследовательских учреждений, увеличилась численность научных кадров. Возобновили свою работу Киевский, Харьковский, Одесский

185


государственные университеты. К 1950 г. действовало 222 тысячи школ.

Наряду со всеми положительными изменениями продолжала действовать сталинская идеология. Постоянному контролю подверга­лись деятели литературы и искусства. На протяжении 1946-1948 гг. ЦК КП (б) принял ряд постановлений: «Об искажении и ошибках в освещении истории литературы в книге «Очерки истории украинской литературы», «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мероприятия по его улучшению» и др. В названных документах ис­кажалась культурная жизнь Украины, в частности литература, искус­ство, состояние исторической науки, около сотни украинских деятелей науки были обвинены в украинском буржуазном национализме.

Обходя политические притеснения, украинские литераторы до­носили до читателя идеи гуманизма, чувство патриотизма, любовь к своей Родине. В эти годы получили широкое распространение произ­ведения А. Малышко «Прометей», О. Гончара «Знаменосцы», М. Ба-жана «В дни войны», П. Воронько «Весенний гром» и др. Плодотворно работали А. Довженко, А. Копыленко, М. Стельмах. Борьбе с пере­житками посвятили свои произведения сатирики и юмористы О. Виш­ня и С. Олейник.

В послевоенный период музыка характеризуется расширением тематики и жанров. В начале 60-х годов Б. Лятошинский завершил Третью симфонию, поэму «Гражина по повести А. Мицкевича. Тепло встретили слушатели Вторую симфонию и сюиту «Король Лир» Г. Майбороды, ораторию «Октябрь» К. Данькевича, сюиту «Памяти Леси Украинки» и «Партизанские картины» А. Штогаренко, «При­карпатскую симфонию» С. Людкевича и др. В оперном искусстве сле­дует выделить оперы «Милана» Г. Майбороды, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса, оперу-интерпретацию драмы-феерии Л. Украинки «Лес­ная песня» В Кирейко и др.

Тематика послевоенной живописи посвящена событиям Второй мировой войны. На материалах фронтовых воспоминаний создано ве­ликое множество картин: Д. Безуглый «Форсирование Днепра», Л. Чичкан «Отомстим», С. Отрощенко «Немецкие оккупанты на Ук­раине».

В скульптуре также как и в живописи ведущими темами стали события и образы военного времени: памятник молодогвардейцам –

186


монументальная скульптура (1954), ее авторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, А. Сидоренко и др.

60-е гг. ознаменовались выходом романов «Омут» Г. Тютюнни-ка, «Правда и кривда» М. Стельмаха, «Капля крови» Ю. Мушкетика, «Человек живет дважды» Ю. Шелкопляса. С интересом обществен­ность встретила произведения молодых поэтов-шестидесятников:

B. Симоненко, Л. Костенко, И. Драча и др.

Репрессии 1965 – 1966 гг., скрытая идеологическая «чистка» редакций газет, журналов, издательств, институтов гуманитарного профиля, усиление идеологического давления на интеллигенцию вме­сто предпологаемого уничтожения инакомыслия дали обратный ре­зультат: часть шестидесятников, которые не были арестованы, давали отпор неосталинизму. Появились произведения «Горе от ума» В. Чер-новола – сборник документов и биографических сведений о жертвах репрессий 1965 – 1966 гг.; антисталинские статьи В. Мороза «Ре­портаж из заповедника им. Берия» и «Среди снегов».Весомый вклад в литературу вносят О. Гончар, М. Стельмах, П. Загребельный, Ю. Мушкетик, М. Зарудный и др.

Значительным явлением украинского кино стало творчество

C. Параджанова, К. Муратовой, Л. Быкова. Сокровищницу украинско­
го кино пополнили такие талантливые фильмы как «Тени забытых
предков», «Белая птица с черной отметиной», «Меланхолический
вальс», «В бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты»
и др.

Новые черты в 70 – 80-е годы приобрела музыка. Широкой по­пулярностью пользовались исполнители массовой эстрадной песни С. Ротару, В. Зинкевич, Н. Яремчук.

Пропаганде музыкального творчества благоприятствовала дея­тельность таких художественных коллективов как Государственный симфонический оркестр Украины, капеллы «Думка», «Требита», Ук­раинский народный хор, квартет им. Н. Лысенко и др.

Среди общественных сооружений 70-х годов художественно отличаются Дворец культуры «Украина» (1970, архитектор Е. Марин-ченко и др.) и Здание института технической информации (1971, архи­текторы Л. Новиков, Ю. Броев) в Киеве. Создаются музеи народной архитектуры и быта.

Установлены памятники А. Пушкину и Н. Лысенко в Киеве (А. Ковалев), Т. Шевченко – в Москве (Ю. Синкевич и др.), И. Франко – во Львове (В. Борисенко и др.).

187


Одной из ярких и характерных черт культурной жизни украин­ского был расцвет народного самодеятельного творчества. В художе­ственной самодеятельности принимали участие свыше 4 млн. трудя­щихся; в республике действовало 105 самодеятельных народных теат­ров, 48 народных ансамблей и симфонических оркестров.

В 80-е годы были начаты реформы в экономике и политике, со­циальной и духовной жизни СССР, которые, в конечном счете, приве­ли к его развалу. 16 июля 1990 г. Верховной Радой была принята Дек­ларация о государственном суверенитете Украины, а 2 августа – Закон «Об экономической самостоятельности Украинской ССР. 24 августа 1991 г. Верховная Рада приняла «Акт независимости Украины», кото­рый был подтвержден на всенародном референдуме 1 декабря того же года. Таким образом, Украина пришла к независимости.

С провозглашением независимости Украины государство ощу­щало острую потребность в создании законодательной базы в области культуры. 23 мая 1991 г. Верховной Радой был принят закон Украины «Об образовании». Он определил школу как основу духовного и соци­ально-экономического развития государства и предвидел кардиналь­ные изменения в ее работе. Кабинетом министров утверждена ком­плексная национальная образовательная программа «Освита» («Ук­раина – ХХI столетие»). Программа основывается на соединении обра­зования науки и культуры, отечественного и мирового педагогическо­го опыта. Ее целью является подъем отечественного образования до мирового уровня. Важным шагом в этом направлении стало принятие Верховной Радой Украины 19 февраля 1992 г. «Основ законодательст­ва о культуре».

Из-за отсутствия эффективной системы государственного фи­нансирования культуры указом президента Украины в июле 1994 г. был создан Фонд содействия искусству Украины. Уже первые шаги его деятельности показали, что работа Фонда эффективно влияет на реализацию многих художественных проектов, содействует духовно­му возрождению общества.

В 90-х годах возникают негосударственные культурно-творческие организации, среди них такие как ассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры», общественные объединения: театр – студия «Арабески», ассоциация «Новая музыка», Центр международ­ных культурных инициатив и др.

188


Реорганизовывается вся система высшего и среднего специаль­ного образования. В 1998 г. в Украине насчитывалось 204 учебных заведения III – IV уровней аккредитации, т. е. университетов, акаде­мий, институтов, 665 учреждений образования I – II уровней аккреди­тации, т. е. техникумов и колледжей. В этом же году государство на­чало новый этап практической реализации программы возрождения исторических памятников, возвращение к жизни символов веры укра­инского народа. Отстроен заново Михайловский Златоглавый собор. После нескольких лет дискуссий по поводу проектов работ отстроен Успенский собор Киево-Печерской лавры, который поднялся из руин и освящен 28 августа 2000 г.

В 2000 г. в составе Министерства культуры и искусств Украины создана Государственная служба контроля за перевозом культурных ценностей через государственную границу. Служба занимается госу­дарственной экспертизой культурных ценностей, возвращением кра­денных, незаконно вывезенных и невозвращенных произведений ис­кусства. Состоялся Всеукраинский съезд работников культуры и ис­кусств, на котором с программными речами выступили Президент Ук­раины Л. Кучма и министр культуры Б. Ступка, определив пути разви­тия культурно-творческого процесса государства.