Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 43 из 46)

Процессы, происходящие в обществе, широко охватили и лите­ратуру. Происходит переоценка общественных идеалов, исторических событий. Сегодня первое место занимает публицистика, которая ос­вещает политические процессы и изменения, происходящие в общест­ве. Высоким гражданским пафосом наполнено творчество И. Драча, Д. Павличко, П. Мовчана, В. Яворивского, И. Дзюбы и др.

Весомый вклад в возрождение исторической памяти и возвра­щение забытых имен деятелей культуры и искусства внесли Союз пи­сателей Украины и ее издательские органы: газета «Литературная Украина», журналы «Звон», «Березиль», «Днепр», «Вселенная», «Слово и время», «Украинский исторический журнал», «Памятники Украи­ны».

Благодаря этим изданиям начали возвращаться в украинскую литературу ранее запрещенные имена писателей и их произведения, произведения искусства, творчество художников диаспоры, историче­ские исследования.

Происходят изменения в украинском кино. Создаются украи­ноязычные фильмы. По произведениям классиков украинской литера-

189


туры созданы многосерийные фильмы «Сад Гетсиманский» по моти­вам произведений И. Багряного, «Ловушка» – И. Франко, «Царевна» – О. Кобылянской, «Роксолана» – П. Загребельного. В1991 г. создан Го­сударственный фонд украинской кинематографии. Позднее создана Ассоциация молодых кинематографистов Украины (АМКУ).

Возрождается в Украине музыкальное творчество, развивается современная украинская песня. Новые песни дарят слушателям О. Би-лозир, О. Билоножко, С. Ротару, П. Дворский, А. Кудлай, П. Зибров, Т. Повалий и другие мастера эстрадного искусства. Проводятся песен­ные фестивали – «Червона Рута», «Песенный вернисаж», «Тавриче­ские игры» и др.

Таким образом, деятельность украинский народ возрождает и развивает национальную культуру. Культура – вечная золотая нить истории, которая соединяет поколения, эпохи, времена и направлена в будущее. Украинская культура создала великие ценности. Задача ны­нешнего поколения – сберечь и приумножить их.

Вопросы для самопроверки:

Какие процессы произошли в культурной жизни Украины в 20-30-е гг.?

Какой вклад в разгром фашистов внесли деятели культуры во время Второй мировой войны?

Достижения в сфере литературы, изобразительного искусства, музыки в послевоенный период.

Какие процессы происходили в литературной жизни Украины в 60-80 гг.?

Какие изменения произошли в культурной жизни Украины по­сле принятия Акта о независимости Украины в 1991 г.?

Термины:

Диаспора – расселение по разным странам народа, изгнанного обстоятельствами, завоевателями или господствующей властью за пределы Родины; вся совокупность выходцев из какой-либо страны и ее потомки, которые проживают за ее пределами.

Кантата – музыкальное произведение торжественного или ли-рико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, часто также хором, в со­провождении оркестра.

190


Конструктивизм – направление в искусстве XX в., выдвигав­шее на первый план функциональную оправданность форм, целесооб­разность конструкций, рациональную ясность.

Культ – совокупность ритуалов, обрядов и действий, основан­ных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой рели­гии.

Формализм – искусствоведческое направление в XIX- XX вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства пу­тем изучения его структуры, совокупность экспериментальных на­правлений модернистского искусства (футуризм, кубизм, дадаизм и др.).

Раздел 14. Культура Крыма 14.1 Крым в древности и в средние века

В Крыму издавна обитали люди, относящиеся к самым разным этническим группам и народностям: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и полов­цы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Кры­му, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.

Человек на территории Крыма появился еще в период раннего палеолита (древнекаменного века), т. е. 250 тыс. лет тому назад. Древ­нейшее население Крыма известно нам уже по письменным источни­кам. Это киммерийцы, проживавшие в Крыму в XV – VII вв. до н. э.

Прибрежную и горную часть Крыма заселяли пастушеско-земледельческие племена тавров. Некоторые ученые считают их по­томками киммерийцев. По имени тавров в эпоху античности и в сред­ние века (до XIII в.) наш полуостров назывался Таврикой. Письменные источники говорят о пребывании тавров в Крыму до IV в. до н. э.

В VII в. до н. э. киммерийцы были вытеснены из Крыма при­шедшими сюда из Азии ираноязычными племенами скифов. Основ­ным занятием скифов в этот период было земледелие, видное место продолжало занимать скотоводство. Скифы также умели изготовлять разнообразные изделия из железа, бронзы, золота и серебра. Скифское царство просуществовало до III в. н. э. и пало под ударами готов.

191


Заметную роль в жизни древнего Крыма сыграли ираноязычные племена сарматов.

Сарматы появились в Крыму во II в. н. э. Проникая в города Боспорского государства, они постепенно придавали им греко-варварсий характер.

В VI – V вв. до н. э. развертывается греческая колонизация се­верного побережья Черного моря. Первые греческие колонии основа­ны в большинстве случаев выходцами из греческого города Милета. В начале V в. до н. э. они объединяются в Боспорское государство (сто­лица Пантикапей. Боспорское царство становится важнейшим экспор­тером хлеба в Грецию и Малую Азию. В Боспоре чеканится сначала серебряная, а потом и золотая монета. В IV в. н. э. Боспорское царство было окончательно разгромлено гуннами.

В V в. до н. э. в районе современного Севастополя выходцами из Гараклеи Понтийской (южного побережья Черного моря) была ос­нована крупная греческая колония Херсонес. По своему политическо­му устройству это была рабовладельческая республика. Главным заня­тием жителей Херсонеса было виноградарство, виноделие, рыболовст­во, различные ремесла и посредническая торговля хлебом, который привозился сюда из степных районов Крыма. В Херсонесе было 9 продольных и 27 поперечных улиц, акрополь, агора (место народных собраний), рынок, театр, порт и цитадель. В период своего расцвета он насчитывал до 20 тыс. жителей. В I в. до н. э. Херсонес попал в зави­симость от Римской империи.

Римляне появились в Крыму в I в. до н. э. в связи с войнами империи с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, закончив­шимися победой Рима. Главной базой римской армии в Крыму в I в. н. э. становится Херсонес. Под власть Римской империи попадают и другие населенные пункты, расположенные на побережье Крыма. После разделения Римской империи на Западную и Восточную крым­ские владения римлян отошли под власть Восточной Римской импе­рии, известной в дальнейшем под названием Византия.

Греки и римляне сыграли большую прогрессивную роль в раз­витии экономики и культуры Крыма: в период своего пребывания в Крыму они находились на самой вершине мировой цивилизации. Сле­дует помнить, что античная культура являлась основой и в определен­ном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего развития человечества.

192


В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Кры­му. Она владела в Крыму и Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором (ныне Керчь), а за пределами Крыма – Таман­ским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богат­ства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.

Христианство проникает в Крым еще в III в. Но особенно боль­шую роль оно начинает играть в Крыму в VIII – IX вв. в связи со зна­чительным притоком сюда иконопочитателей. В это время в Византии разгорелась борьба разных течений христианской церкви: иконопочи-тателей и иконоборцев. Спасаясь от гонений императоров-иконоборцев, множество сторонников почитателей икон бежало в Таврику и создало здесь ряд так называемых пещерных монастырей. Эта миграция увеличила в Крыму удельный вес греческого населения. Славяне в Крыму появились, по-видимому, еще в период раннего средневековья. В 944 г. между Византией и киевским князем Игорем был заключен мирный договор, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Судя по всему, во II половине X в. русские прочно утвердились в восточной части Крыма и на Таманском полуострове. Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.

В XIII в. Восточный Крым стал провинцией Золотой Орды, по­сле распада которой возникло Крымское ханство (1443-1783), которое с 1575 г. было вассалом Турции. Древнейшие памятники искусства Крыма относятся к 3-2 тыс. до н. э (роспись на скалах урочища Таш-Аир, рельефы на каменных стелах и др.). Со второй половины 1-го ты­сячелетия до н. э. искусство Крыма связано с искусством греческих городов-колоний; для него характерно взаимовлияние греческих и ме­стных традиций (росписи склепов Неаполя Скифского, и Пантикапея, расписные стелы и мозаики Херсонеса; надгробные рельефы, культо­вые и портретные статуи, терракотовые статуэтки, произведения декоративно-прикладного искусства). От первого тысячелетия до н. э. остались каменные укрепления тавров (на горах Уч-Баш, Кошка и др.). Сохранились остатки оборонительных, культовых и общественных сооружений, погребальные памятники античных колоний Херсонеса, Пантикапея и др. Сохранились уникальные изделия из золота и сереб­ра, изготовленные боспорскими ремесленниками (ваза из кургана