Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 44 из 46)

193


Куль-Оба, чаша из Гаймановой могилы, гребень из кургана Солоха, амфора из кургана Чертомлык, пектораль из Толстой могилы и др.).

С V – VI вв. в горах Крыма сооружались так называемые пе­щерные города и крепости (Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др. близ Бах­чисарая, Инкерман и Мангуп близ Севастополя).

Во времена средневековья в Крыму создавались памятники, связанные с культурой Византии, - христианские базилики (в Херсо-несе, VII-VIII вв.) и крестово-купольные храмы (Иоанна Предтечи церковь в Керчи). В Крыму многочисленны памятники армянской, ге­нуэзской, турецко-татарской архитектуры.

14. 2 Культура Крыма в XVIII – XX вв.

Историческая справка. В 1783 г. Крым присоединен к России. Во время Крымской войны (1853-1856) был главным театром военных действий. Во время революции 1905-1907 гг. произошло восстание на броненосце «Потемкин», Севастопольское восстание 1905 г. Советская власть установлена в декабре 1917 – январе 1918 гг. Гражданская вой­на продолжалась до ноября 1920 г. 18 октября 1921 г. образована Крымская АССР в составе РСФСР (в 1945 преобразована в область). Во время Второй мировой войны в Крыму шли ожесточенные бои с фашистами. В ходе Крымской операции 1944 г. территория Крыма была освобождена от немецко-фашистских оккупантов. 19 февраля 1954 г. Крымская область была передана в состав УССР.

К концу XVII – началу XVIII века города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленни­ки. Ремесленники удовлетворяли прежде всего бытовые и хозяйствен­ные потребности местного населения. Ремесленные изделия пользова­лись большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались: медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ков­ры, войлок и пр. Развитие ремесла способствовало росту городов, ко­торые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства и Карасубазар (нынешний Белогорск), постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория). Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строи­тельные материалы, зодчие создали в Крыму архитектурные сооруже­ния, исключительные по изяществу и простоте, по гармоничности и

194


рациональности. В XVIII – XIX вв. интерьеры общественных зданий и дворцов украшались росписями и резьбой. В первой половине XIX в. на полуострове достаточно быстрыми темпами развивалось градо­строительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма был относительно высокий удельный вес горожан и сравнительно быстрое развитие морских портов. После присоединения Крыма правительство России уделяет большое внима­ние всестороннему изучению края, направляя сюда видных ученых, общественных деятелей. Постепенно начинается историческое иссле­дование Крыма, археологические раскопки, создаются музеи и пишут­ся первые монографии. Один из первых музеев был открыт на терри­тории Крыма в июне 1826 г.

Значительное место в этот период занимают литература и те­атр. Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатле­нием его поездки в Крым.

В Крыму побывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Адам Миц­кевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В.А Жуковский и др.

По мере роста городов и численности их населения, росла и по­требность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодиче­ских изданий.

Поселившийся в Симферополе московский купец Волков осно­вал в 1826 г. первый в Крыму театр.

Основание первого периодического издания – «Таврических гу­бернских новостей» относится к 1838 г. Очевидно, газета издавалась сначала как сборник официальных сообщений и указаний, затем стала «светской», сообщая самую разнообразную информацию. Впоследст­вии выходили газеты: «Крымский листок», «Таврида», «Крым», «Крымский вестник», «Южные вести» и др.

Архитектура. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), «странноприимный» дом Таранова-Белозерова (1825), загородный дом Воронцова в парке «Сал-гирка».

«Дом Воронцова» построен в 1826 – 1827 гг. архитектором Ф. Эльсоном. Здание имеет четкий план и весьма импозантный вос­точный фасад с колоннадой и широкой лестницей, спускающейся с

195


террасы в парк. Однако в этом здании «чистота» стиля была сразу же и вполне сознательно нарушена. В стиль русского классицизма вплета­ются восточные мотивы..

Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора во имя Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. Выбранное для церкви место было ос­вящено в мае 1810 г. Но стройка шла очень трудно, были допущены серьезные просчеты, и почти возведенное здание в 1822 году при­шлось разобрать. Собор начали строить по проекту выходца из Фран­ции И. Шарлемана, на первой площади Симферополя (ныне Сквер По­беды). Наблюдение за стройкой поручили архитектору Якову Ивано­вичу Колодину. В 1828 г. храм был возведен, а 3 июня 1829 г. он был освящен. Собор был очень красив и внешне, и внутренне: богатый иконостас, голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, ажурная решетка ограды. В 1931 г. собор был варварски разрушен. С 2003 г.начаты работы по воссозданию храма.

Около середины XIX в. русский классицизм уступил место го­тике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдается в строительстве официальных зда­ний, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относится колоннада Графской при­стани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, рвущих с этим стилем, наибольшей известностью пользуют­ся Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы.

Строительный материал, как и здания городов и поселков, был самым разнообразным – от глины (для строительства мазанок) до диа­база (дворец Воронцова). Отовсюду на подводах везли камень, песок, доски. Широкое строительство требовало значительных денежных средств, поэтому на благоустройство их не хватало. Улицы первое время имели грунтовое покрытие и поэтому летом они зарастали тра­вой, а в ненастье были труднопроходимыми. В первой половине XIX в. вопрос «мощения улиц» решался с большим трудом.

На развитие края во второй половине века оказал влияние це­лый ряд событий и факторов, и прежде всего крымская война и отмена крепостного права в России. Несмотря на тяжелое положение, успеш­но развивается промышленность. Успехи в экономике способствуют росту городов. Заново отстраивается Севастополь, крупным торговым

196


городом становится Феодосия, курортным и лечебным центром - Ев­патория. Симферополь к концу века по праву является администра­тивным и культурно-экономическим центром губернии. В 1874 г. здесь появился профессиональный театр, с 1875 г. начала выходить своя газета. В 1893 г. появляется телефонная связь.

Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных об­ществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распростра­нении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое обще­ство (1868), симферопольский отдел Российского общества по изуче­нию садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и др.

В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древно­стей Таврической ученой Архивной комиссии, а в 1899 г. – естествен­но-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей – А. Стевена, А. Маркевича, С. Мок-ржецкого, Н. Клепинина и др. 12 ноября 1873 г. была основана биб­лиотека «Таврика». в ней имелись редчайшие справочники, путеводи­тели, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся пи­сателей, первооткрывателей и исследователей Крыма. В 1869 г. в Се­вастополе был открыт музей Севастопольской обороны, по инициати­ве участников обороны 1854-1855 гг.

Большое внимание уделялось образованию, в 1865 г. в Крыму было уже 262 учебных заведения, а в 1887 г. – 569.

С Крымом связано творчество многих писателей, поэтов, уче­ных, художников.

Так, писатель К. Станюкович в своих рассказах «Похождения одного матроса», «Морских рассказах» показывает будни русского флота. В Ялте долгое время жил и работал украинский поэт С. Рудан-ский. С 1898 г. в Ялте жил и работал А. Чехов. Здесь им написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «В овраге» и др.

Во второй половине века в Крым приезжали Л. Украинка, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, М. Коцюбинский, Л. Толстой и др.

Федор Александрович Васильев был одним из создателей Това­рищества передвижных художественных выставок. Он приехал в Крым летом 1871 г. и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин – шедевров русского пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах». Умер худож­ник на 24-м году жизни. Похоронен в Ялте.

197


Жизнь и творчество художника Ивана Константиновича Айва­зовского тесно связаны с Крымом. Родился он 17 июля 1817 г. в Фео­досии, учился в Симферопольской мужской гимназии. Далее учеба в Петербургской Академии Художеств, поездка в Италию для знакомст­ва с искусством этой страны. В 1844 г. И. К. Айвозовскому было при­своено звание академика живописи. С 1845 г. он постоянно жил и ра­ботал в Феодосии. Большая часть картин выдающегося мастера мор­ских пейзажей хранится в Феодосийской картинной галерее.