Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 5 из 46)

Первым ввел понятие «культура» в новом отвлеченном значе­нии немецкий правовед С.Пуфендор (1632-1694). Под культурой он понимал совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему. Под влиянием выдающихся мыслителей эпохи, таких как Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Гердер, учение о культуре превращается в дисциплину о становлении и дея­тельности человека в природном и духовном мирах.

Эволюция культуры Дж. Вико

В конце XVII в. в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке исторической теории познания, примененной к культурно-22


му развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Дж. Ви-ко (1668-1744) в трактате «Основания новой науки об общей природе наций» эволюцию культуры представляет по аналогии с теорией воз­растов. Детство культуры он называет «божественным веком», юность - «веком героев», а зрелость – «человеческим веком». Человек начина­ет осознавать себя сначала как существо тварное, затем поднимается к мысли о своем героическом предназначении и, наконец, приходит к утверждению естественной природы своего происхождения.

Идею прогресса Дж. Вико ограничивал рамками анализа от­дельных культурных циклов. Пик развития, считал он, приходится на «век героев», время утверждения аристократических республик, пери­од рождения поэзии и этики. Особую роль он придавал поэтическому языку, посредством которого создавались героические характеры, вы­полнявшие роль общекультурных ценностей эпохи. Ему принадлежит идея о целостности культуры как органическом единстве государст­венной, нравственной и художественной деятельности людей.

В культурологической концепции Дж. Вико переход к демокра­тии знаменует начало нисхождения культуры. Век заката оказывается наиболее благоприятным для жизни отдельного человека. Оставшееся без попечения целое гибнет. Это сопровождается утверждением рас­судочности, развитием философии и прозы.

Концепция культуры французских просветителей.

В эпоху Просвещения был совершен третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Он был интернациональным дви­жением, однако тон ему задавала Франция. Провозгласив разум един­ственным мерилом человека, французские просветители на первое ме­сто поставили искусство, этику и науку как наиболее могучие оружия социального преобразования. В понятие просвещение они вкладывали весьма широкий смысл: это и развитие знаний, и гражданское воспи­тание, и пропаганда новых идей, и разрушение старого мировоззрения.

Среди первого поколения французских просветителей (20-40-е годы XVIII в.) особенно выделяют Ф. Вольтера и Ш. Монтескье.

Ф. Вольтер (1694-1778), родоначальник новой «философии ис­тории», подчеркивал ценность культуры, рассматривал ее в контексте истории и понимал как борьбу за прогресс и образование. Опреде­ляющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял на пози-23


ции самоценности каждой культуры и был противником европоцен­тризма.

Наиболее яркими представителями второго поколения француз­ских просветителей (50-е годы XVIII в.) были Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо.

Исходная установка мировоззрения Д. Дидро (1713-1754) сло­жилась под влиянием Ш. Монтескье и в противовес идее английского философа Гоббса, полагавшего, что в естественном состоянии челове­чества господствует «война всех против всех». По мысли Дидро, чело­век изначально способен различать добро и зло, он по природе своей нравственен и понимает необходимость ради личного блага объеди­няться с другими людьми в общество. Зло же порождается извраще­ниями цивилизации, грубыми нарушениями установлений природы. Оно устраняется путем просвещения, воспитания, формирования со­циальной среды, соответствующей естественной природе человека.

Особую роль не только во французском Просвещении, но и во­обще в культуре своей эпохи сыграл Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Ему принадлежат работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Эмиль или О воспитании», «Исповедь», «Новая Элоиза», «Прогулки одинокого мечтателя» и т.д.

Руссо одним из первых выразил протест против идеалов эпохи Просвещения, заявив, что рядом с прогрессом культуры идет падение нравственности. Голос природы и разума в человеке заглушается предрассудками и заблуждениями, облеченными в наукообразную форму. Под руками человека все доброе, что исходит от Творца, вы­рождается. Блага культуры сомнительны, науки и искусство способст­вуют деградации нравов. Кризису современного общества Руссо про­тивопоставлял идеал «естественного человека», живущего в гармонии с собой и миром. Он выдвинул лозунг: «Назад к природе!» Кризис личности, полагал Руссо, может быть преодолен посредством сведения культуры к устойчивым традиционным формам. Идеальное состояние общества достигается организацией системы воспитания, призванной устранять в человеке все, что тормозит его естественное развитие.

Руссо анализировал причины отчуждения личности от естест­венной среды обитания. Главную из них он находил в стабилизирую­щей функции культуры, гасящей контрастность природной среды. Ес­тественные колебания, определяемые природными ритмами, с его точ­ки зрения являются благоприятным фактором развития культуры. Чем

24


более сложны условия существования общества, тем медленнее разви­вается его культура, тем более она традиционна и тем здоровее среда обитания людей.

Мысли французских просветителей относительно культуры от­личались живой связью с общественной практикой, были наиболее радикальны в вопросах социального переустройства, характеризова­лись высокой гуманностью. Именно человек, его интересы и потреб­ности были центром их внимания. Понимая противоречивость про­гресса, они тем не менее верили в него, искали пути гармоничного со­четания личных и общественных идеалов.

Теории культуры немецкого Просвещения.

Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителя­ми немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в немецком Просве­щении принадлежит И.Г. Гердеру (1744-1803), философу, культуроло­гу, автору таких фундаментальных исследований, как «Трактат о про­исхождении языка» и «Идеи к философии истории человечества». Гердер сумел сформулировать такое понимание культуры, которое впредь составит основу европейской культурологической традиции. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей ему природой.

В числе естественных факторов развития культуры Гердер вы­делил среду обитания людей и многообразие окружающего животного мира. Они влияют на характер воображения народов и обнаруживают себя в эстетике.

Гердер утверждал, что культуры обладают особой способно­стью развиваться из самих себя. Это составляет закон прогресса в ис­тории. В любом событии он пытался выявить тенденцию к высшей цели. Так, если закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд органических существ, то в истории усматривал его в устремлен­ности человеческого общества к гуманности.

Гуманность при этом он не сводил к простой человечности, а понимал как всестороннее развитие человеческого общества и отдель­ного человека.

Как и Вико, Гердер пользовался методом органической анало­гии и теорией возрастов. Его особенно интересовала реконструкция

25


эпического периода жизни европейских народов, фольклор которых он собирал и изучал.

Немецкая классическая философия выступила как продолжение и вместе с тем критика идеологии Просвещения. Ее родоначальник И. Кант выдвинул на первый план фундаментальную проблему: куль­тура как человеческое изобретение. Человеку, считал Кант, от приро­ды достался только разум, чтобы он «все произвел из себя» по своим законам. Так человек создал защитное искусственное сверхприродное тело-культуру. Посредством нее он отныне только и вступает в отно­шения с предметами своих естественных потребностей.

Движущая сила развития культуры - желание, возникающее в момент, когда предмет потребности начинает удаляться от человека. Таким образом, Кант по-новому осмысливает идею Гердера о том, что культура есть мир, созданный человеком в результате борьбы его воли и разума с природной необходимостью. Отличие заключается в том, что Кант не отождествлял, как Гердер, законы разума с законами при­роды.

2.2 Концепция культуры XIX-XX вв. позитивного направления

XIX и особенно XX века сместили познавательные акценты в направлении проблемы автономии культуры. Человеческое видение мира, до того считавшееся большинством мыслителей объективным, окажется обьвленным атрибутом культуры. Человек замкнется в про­странстве собственных символических форм, мир культуры станет независимым от объективной действительности, а всякое познание превратится в разновидность самопознания или мифотворчество. Бу­дут, конечно, и исключения. К ним можно отнести этнологические, марксистскую концепции и теорию локальных цивилизаций, полу­чившие широкое распространение в XIX- начале XX вв. и сдержавшие бурный натиск иррационализма.

Этнологические концепции культурологии.

Этнология рассматривает сущность культуры на базе изучения традиционных обществ, в которых находит зачатки всех позднейших социокультурных феноменов и институтов. Возникшая на основе применения эволюционных методов исследования, этнология вскоре подразделилась на три ветви: культурную, социальную и структурную антропологию. Примечательно, что в центр своего интереса она по-26