Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 6 из 46)


мещала человека, потому и получила свое второе название антрополо­гия, что значит учение о человеке. Этнологию привлекали проблемы генезиса культуры, роли языка, мифа и символа в осуществлении межкультурной коммуникации. Ее ведущие представители Э. Тейлор, Л. Леви-Брюль, Ф. Боас, А.Л. Кребер, А.Р. Радклифф-Браун, Б.К. Ма­линовский, К. Леви-Строс.

Английский этнолог Э. Тейлор (1832-1917), основоположник антропологии и эволюционной школы в истории, рассматривал куль­туру как процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов. Он ввел по­нятие пережитки- живые памятники прошлого, на основе которых вскрывал исторические корни многих непонятных в его дни явлений культуры.

Французский антрополог Л. Леви-Брюль (1857-1939) наиболее известен своей теорией первобытного «дологического» мышления. Он считал его принадлежностью «низших» обществ, в которых господ­ствуют коллективные представления. Такой тип мышления управляет­ся не законами логики, а «законом сопричастия». Согласно ему вос­принимаемый объект может быть самим собой и одновременно иным, находиться сразу в нескольких местах одновременно.

Направление социальной антропологии создали и развивали А.Р. Радклифф-Браун (1881-1955) и Б.К. Малиновский (1884-1942). Ведущей функцией культуры они называли передачу социального опыта от поколения к поколению. Культура предстала системой пра­вил образования «устойчивых общественных взаимодействий».

Культура в теории Б.К. Малиновского предстала сложной орга­низованной совокупностью взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологиче­ских) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей лю­дей.

Основатель структурной антропологии К. Леви-Строс (р. 1908 за базу построения культуры принял язык, интерпретировал важней­шие институты первобытного общества (брак, родство, тотемизм, ри­туал, миф) как особого рода языки, использовав при этом приемы ма­тематики, кибернетики, лингвистики и теории информации. Культура понималась им как совокупность знакомых систем, скрытым механиз­мом действия которой выступало «коллективное бессознательное». Хотя человек на сознательном уровне и манипулирует знаками, ут-

27


верждал ученый, делает он это по правилам, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксиру­ются сознанием. Как в языке, так и во всех прочих сферах духовной культуры существуют такие правила. В них выражена бессознательная деятельность человеческого духа.

Трагедию современной культуры Леви-Строс видит в том, что человек, пребывая в культурном символическом мире, отошел от сле­дования бессознательным структурам разума, идентичным природе. Следует вернуться к опыту первобытного человека, восстановить це­лостность чувственного и разумного. Образцом такой гармонии явля­ется первобытная мифология – наиболее яркое проявление коллектив­ного бессознательного.

Марксистская концепция культуры

Марксистская концепция культуры разработана основополож­никами теории научного коммунизма К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и развита в трудах В.И. Ленина (1870-1924).

Марксизм говорит о культуре как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно из самой себя, но только в связи с обществом и приме­нительно к отдельным ступеням его развития. Устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ как определяю­щим видом человеческого труда. В процессе трудовой деятельности люди не только меняют внешнюю природу, приспосабливая ее к себе, но и форму своей социальной организации, собственные взгляды, мысли, чувства. Поэтому важнейшие характеристики трудовой дея­тельности могут быть применены к культуре: активность, творческий характер, целенаправленность, универсальность, коллективный способ осуществления.

Марксизм утверждает, что культура, изменяясь вместе с обще­ством, совершает процесс поступательного восходящего развития ко все более полным ступеням человеческой свободы, преодолевая и преобразуя последовательно все виды исторической и природной обу­словленности. В ходе этого процесса меняются исторические типы культуры, в сущностных своих чертах общие для своих народов, включенных в социальную эволюцию. Это отнюдь не принижает зна­чимости самобытных форм культур.

28


В подобных своих утверждениях марксизм противостоит боль­шинству буржуазных культурологических концепций, отрицающих исторический прогресс в области культуры. Они могут быть сгруппи­рованы следующим образом:

- элитарные теории культуры;

- теологические концепции;

- теории культурного отстаивания;

- теории культурно-исторических типов и локальных цивилиза­ций.

Антиэволюционные культурологические концепции.

Элитарные теории культуры утверждают реальность не про­гресса, а регресса культуры. Все важнейшие ее достижения приписы­вают прошлому. Утверждают, что вторжение в культуру масс, демо­кратизация ведут к ее профанации, примитивизации. Функция элит – сдерживать этот процесс.

Теологические концепции культуры выдвигают в качестве глав­ной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравст­венности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от втор­жения рационализма.

Теории культурного отстаивания провозглашают, что взаимо­связь культуры и общества определяется системой запретов, наложен­ных на его членов. Всякая культура поэтому в своей сердцевине ре­прессивна. И чем дальше она развивается, тем острее становится этот конфликт.

2.3 Концепции культуры интуитивистского направления

Одновременно и наряду с позитивно-социологическим направ­лением в культурологии развивалось и интуитивно-иррациональное. У истоков его стояли немецкие мыслители И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, И.Ф. Гете, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Я. Буркхардт. Эти философы пытались понять жизнь из нее самой, опираясь не столько на интеллект, сколько на чувство, интуицию, созерцание, мистику. Для них характерно смешение психического с духовным, стремление к полноте непосредственного переживания.

29


Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, основатель философии нигилизма, автор известных работ: «Так говорил Заратуст-ра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин», «Воля к власти».

Концепция философа выразила трагедию современной ему культуры, о которой он говорил как о движущейся в «какой-то пытке напряжения» и направляющейся к катастрофе. Называя два основных источника западноевропейской культуры – античность и христианст­во, Ницше современное ее состояние не приемлет за пессимизм, мас­совость, феминизм, религиозность, социализм, главным же образом – за распространение идей, призванных всецело подчинить человека обществу.

Культурологические взгляды Ницше основываются на ярко вы­раженной антихристианской направленности, имморализме, нигилиз­ме. Культура отрицается им как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощения человека, по природе своей «антикультур­ного». В его представлении воля выступает основой жизни и раскры­вает себя в образно- чувственном восприятии действительности. Од­нако духовная эволюция человека пошла по пути развития не чувств, а интеллекта. Интеллект гасит в человеке волю к жизни и ведет к дегра­дации личности

Ницше выделяет две стихии в человеке, которые культура пы­тается примирить. Отсюда возникают и два типа культуры: гармони­зирующая, или «аполлонийская», и «эмоционально-чувственная, или дионисийская».

«Аполлонийская» опирается на слово, посредством которого упорядочивает мир, схематически его упрощая. В крайней степени развития это начало приводит к отрицанию мира, утрате ценности са­мосознания, культу посредственностей, лишенных воли и легко под­дающихся манипулированию. Существо, которое вокруг себя ищет лишь знакомое и воспроизводит однажды освоенную культурную си­туацию с помощью стереотипов, Ницше назвал «лабиринтным челове­ком». По мнению философа, такой тип культуры и личности вопло­тился в христианстве с его аскетической моралью, враждебной жизни и индивидуальности.

«Дионисийская» культура опирается на волевое, эмоциональное «схватывание действительности» и развивает в человеке трагическое мироощущение, раскрывающее его индивидуальность. Человек, ори­ентированный на создание творческих ценностей, отвергнувший

30


власть всяческих авторитетов, свободный от предустановленной мора­ли, становится абсолютно свободной сверхличностью. Он сознательно берет на себя ответственность за свои поступки, сознательно изолиру­ется от толпы. Он стремится развивать в себе способность к самоопре­делению. Воля к самоопределению есть воля к власти над самим со­бой. Развитие культуры в этой связи понимается как шествие челове­чества по ступеням самоопределения. Вообще же все сущее в миро­здании имеет свои формы проявления воли к власти. Само бытие есть становление, но не в смысле возникновения нового, а как «вечный круговорот» того, что в прошлом уже повторялось бесконечно. Куль­тура движется по кругу «вечного возвращения», воспроизводит снова и снова однажды найденные формы жизни и способы приспособления к ней. И лишь немногие способны прорвать этот круг благодаря уме­нию растворяться в жизни, а не противостоять ей, закрываясь мертвым панцирем культуры.

Надежды на будущее возрождение человечества Ницше связы­вал объединением двух великих, «высоких и по-разному одаренных» культур: немецкой и русской. Ближайшее же будущее европейской цивилизации он предсказывал в мрачном свете: ее итогом станет борьба за мировое господство во имя основных философских учений.