Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 7 из 46)

Многое из взглядов Ф. Ницше развили в XX в. представители франкфуртской школы: Т. Адорно, Г. Маркузе и М. Хоркхаймер. В цен­тре их внимания находилась критика массовой культуры и стандарт­ного «одновременного человека». Ключом к пониманию культуры и общества своего времени они сделали анализ противоречий рацио­нального способа овладения природой, итогом которого неизбежно становится отчуждение человека от плодов его собственной деятель­ности.

Особый интерес философия культуры XX в. проявляет к симво­лическим свойствам культуры, опирается на феноменологический подход и возрождает мифомышление. Ей присущи поиски универ­сального содержания в каждой конкретной культуре. Оно может пред­ставляться по-разному: например, как универсальные структуры соз­нания (Э. Гуссерль), как психобиологическое единство человечества (К.Г. Юнг), как некое «фундаментальное основание» культуры, по от­ношению к которому все разновидности культур лишь частности – шифры (М. Хайдгер и К. Ясперс), наконец, как определенный само-

31


довлеющий принцип, превращаемый в основной строительный мате­риал культуры, например, принцип игры (И. Хейзинга).

Концепция игровой культуры

Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество ни­дерландского философа И. Хейзинга (1872-1946), испанского мысли­теля Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и немецко-швейцарского писа­теля Г. Гессе (1877-1962).

Автор книги «Человек играющий» (Homo ludens) Хейзинг про­возглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачи­нается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (XVIII-XIX вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее рас­четом и рационализмом. В XX в. духовное напряжение утрачивают все сферы культуры, а игра перерождается в суррогат игровой дея­тельности. Массовая культура приучает людей потреблять, а не тво­рить жизнь в игре.

Если для Хейзинга игра является делом общедоступным, то для Ортеги – это удел аристократической элиты духа, призванной спасти культуру от «восстания масс». Культурный герой Ортеги – всегда из­бранник, способный к созерцательной игре, следующий собственной воле и не принимающий в расчет необходимость.

Психоаналитические концепции культуры.

Эпоха социальных катаклизмов XX в. вводит в действие кри­зисное сознание, восстающее как никогда против силы разума, при­знающее ненужными все формы познания и ставящее на их место сферу человеческого бытия. Место поиска истины сосредотачивается в до-без-под-сознании человека. Основоположниками психоаналити­ческих теорий культуры были австрийский психолог З. Фрейд и швей­царский психиатр К.Г. Юнг. В дальнейшем это направление развивали Э. Фромм, А. Адлер, Х. Салливан, К. Хорни, Р. Бенедикт, М. Мид и другие неофрейдисты и психологи культуры.

В работах «Тотем и табу», «Я и Оно», «Будущность одной ил­люзии» Э. Фрейд (1856-1939) рассматривал культуру как механизм социального подавления бессознательных психических переживаний человека. Центральным в этой связи представляется его учение о суб­лимации – процессе переключения аффективных влечений человека на социально значимые цели и культурное творчество. Человек входит в мир культуры через конфликт и приспособление к ее нормам и запре-32


там. Сама культура также конфликтна, ибо в основе ее эволюции ле­жит борьба «инстинкта жизни» (Эроса) и «инстинкта смерти» (Тана-тоса). Эта тотальная конфликтность культуры, ее изначальная враж­дебность человеку может быть преодолена с помощью методов психо­анализа, доводящих до сознания человека содержание его бессозна­тельного мира

Культура в работах К.Г. Юнга (1875-1961) предстала результа­том и условием человеческой деятельности, знаковым закреплением психических состояний, общезначимых для человека и общества, ме­ханизмом социального приспособления людей, в ходе которого общие для всех образцы социокультурной адаптации превращаются в инди­видуальные навыки. Центральным понятием юнгианской концепции является коллективное бессознательное, по природе сверхличное, пе­редающееся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей. Оно содержит общечеловеческие первообразы – ар­хетипы, выступающие источником мифологии, религии, искусства. Если символическое кодирование реальности становится невозмож­ным, архетипы могут вторгаться в культуру и угрожать человечеству деструктивными явлениями: войнами, психозами, социальными бес­порядками. Диагностируя культурное состояние современной Европы, Юнг видит причины коллективного безумия в научно-техническом прогрессе и упадке символического знания.

2.4 Развитие представлений о культуре в России

Судьба культуры и место человека в ней волновали умы рус­ских писателей, философов, ученых. Культурологические концепции Н.Я. Данилевского, Н.А Бердяева и П.А. Сорокина развивались в рам­ках теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. На русской же почве возникли такие самобытные учения как русский космизм, русское почвенничество, и концепции культуры, созданные великими русскими писателями Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.

Остановимся подробно на теории русского космизма, которая разрабатывалась преимущественно русскими учеными, показавшими тесную взаимосвязь между культурной историей человечества, косми­ческими явлениями и геологическими процессами. Фундамент ее за­ложил русский религиозный мыслитель Н.Ф. Федоров. Продолжили

33


разработку «космической философии» К.Э. Циолковский и А.Л. Чи­жевский.

В сходном русле идей развивал свое учение о ноосфере (сфере разума) русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945). Вместе с Чи­жевским и Циолковским Вернадский сформулировал основы плане­тарной этики – ответственности отдельной личности, семьи, госу­дарств за все живое на Земле. Именно она легла в основу научного на­правления, названного «русским космизмом». Свою теорию Вернад­ский представил в трудах «Философские размышления натуралиста» и «Научная мысль как планетарное явление». В них он подчеркивал, что единство человечества в ходе развития науки усиливается, а биосфера все более превращается в ноосферу. Целостными становятся наши представления о сфере жизни, о факторах космического влияния на нее, заканчивается процесс расселения человечества по поверхности Земли.

Этот процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей и опровергает идею гибели цивилизации, самоистребле­нию человечества, которую Вернадский считал ненаучной. Живое ве­щество, самая незначительная по объему и весу часть биосферы Зем­ли, геологически является ее основной силой, которая развивает ог­ромную свободную энергию и никогда не поворачивает вспять. Имен­но эволюция живого вещества, отличающегося сложным уровнем ор­ганизации, и породила научную мысль современного цивилизованного человечества, под влиянием деятельности которого биосфера перешла в новое качественное состояние – ноосферу.

Факторами, ограничивающими прогресс сферы разума, Вернад­ский считал появление в XX в. новых социальных форм жизни, таких как тоталитаризм, фашизм, «недостаток рабочести», то есть пассив­ность, инертность масс и, наконец, христианство, которое, по его мне­нию, разрушает сознание, ставя ему ограничительные рамки и убеж­дая в его завершенности.

На современном этапе в русле этого направления мысли осуще­ствлял свои научные изыскания Л.Н. Гумилев (1912-1996). Он выска­зал предположение, что народы получают первоначальный импульс культурно-исторического движения под влиянием космоса. Сильная концентрация космической энергии на сравнительно небольшой по­верхности Земли дает начало примерно тысячелетней фазе плодотвор­ного развития того или иного народа, после истечения срока которой

34


наблюдается угасание, «засыпание, растворение этноса» в других на­родах, иногда сопровождающееся социальными катастрофами и при­родными катаклизмами.

Таким образом, различные концепции культуры сыграли значи­тельную роль в становлении и развитии культурологии как науки.

Вопросы для самопроверки:

Сравните культурологические концепции французских просве­тителей и немецких.

Какая идея Ф. Ницше стала фундаментом большинства совре­менных теорий культуры иррационального направления?

Что объединяет взгляды большинства русских мыслителей в об­ласти культуры? Термины:

Архетип (от греч. arche начало и typos – образ) – термин пси­хологии К. Юнга. Используется для обозначения общечеловеческих первообразов, выступающих источником мифологий, религий, искус­ства.

Игра – термин, характеризующий широкий круг деятельности людей, сопровождающейся переживаниями удовольствия и не имею­щий практически утилитарного значения.

Миф (от греч.mythos – предание) – первичная форма духовной культуры , самое древнее идеологическое образование человечества, имеющее синкретический характер, в котором переплетаются элемен­ты религии, философии, науки, искусства в их зародышевом состоя­нии.

Нигилизм (от лат. nihil ничто) – в широком смысле отрица­ние общепринятых ценностей. В культурологии понимается как форма сопротивления внутреннему омертвению культуры, которая выража­ется в крайнем скептицизме, абсолютном отрицании культуры как аб­сурдного и вредного измышления человечества.

Психоанализ – психологическое учение, ставящее в центр вни­мания бессознательные психические процессы и мотивации. Родилось в конце XIX –начале XX вв. и связано с именем Э. Фрейда.

Феноменология – направление современной западной филосо­фии, ставящее перед собой задачу по выявлению изначальных основ познания и само себя квалифицирующее как наука о конструировании мира таким, каким он имеет значение для человека.