Смекни!
smekni.com

Культорология Барыкин, Назарчук (стр. 9 из 46)

Культуры Шпенглер рассматривает как организмы с длительно­стью жизни примерно 1000 лет. В своем развитии они проходят общие три цикла: докультурный, культурный и цивилизованный. Первый связан с мифологией и религией, второй – с философией, наукой и ис­кусством, а третий характеризуется заменой новаций бесконечным тиражированием однажды найденных форм и смыслов.

Сущность культуры Шпенглер усматривал в религии и выделял восемь культурных форм: египетскую, вавилонскую, индийскую, ки­тайскую, греко-римскую (аполлоновскую), византийско-арабскую (ма­гическую), западноевропейскую (фаустовскую) и культуру майя. Кон­цепцию Шпенглера современники критиковали за фатализм и форма­лизм, выразившиеся в стремлении понять сложную картину мировой культуры сквозь призму умозрительных схем.

Преодолеть недостатки «интуитивного схематизма» теории О. Шпенглера пытался английский культуролог и философ А.Д. Тойн-би (1889-1975). Лейтмотивом исследования Тойнби была идея о том, что ход истории нельзя уложить ни в одну, даже самую совершенную схему.

Однако свою теорию Тойнби построил в сходном ключе с тео­риями Данилевского и Шпенглера, в духе концепции круговорота ло­кальных цивилизации. Он выделил во всемирной истории 21 тип куль­туры: египетский, шумерский, вавилонский, сирийский, арабский, ми-нойский, хеттский, эллинский, западный, иранский, индийский, ин­дуистский, китайский, японо-корейский, дальневосточный, православ­ный, российский, андский, маяйанский, юкатанский и мексиканский. Каждая цивилизация проходит пять общих стадий внутренней эволю­ции: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель.

40


Движущей силой цивилизаций он называл «творческое мень­шинство», носителя «жизненного порыва», действующего по законам «вызова и ответа» и увлекающего за собой «инертное большинство». Специфику цивилизации, смысл ее жизни определяет картина «вызо­вов-ответов». «Вызов»- это форма воздействия на цивилизацию при­родного, исторического, социального факторов, отвечая на которые общество развивается. Формы «ответов» определяют характер при­способления народов, причем внешние факторы (миграции, катаклиз­мы, войны) сказываются более на заре цивилизации, а внутренние – в эпоху ее упадка.

Способность раньше других воспринимать «вызов» и выраба­тывать на него должную реакцию – привилегия «творческого мень­шинства». Она проходит три стадии: сначала функционирует как власть авторитета, затем – в форме авторитета власти и, наконец, как тотальное насилие над большинством. На завершающей стадии элита превращается в замкнутую касту, утрачивает свой творческий потен­циал, оказывается в силу этого неспособной правильно реагировать на «вызовы», что заставляет ее осуществлять господство силой принуж­дения. Масса все более отвращается от элиты, становится «внутрен­ним пролетариатом» и разрушает бастион власти, если только он сам не гибнет от природной катастрофы или военного поражения.

Тойнби считал гибель цивилизации фатальным историческим явлением. Необходимую стабильность ей способны придавать: компе­тентность элит, разумность социального устройства, современность и гибкость «ответов», забота о развитии духовно-нравственного потен­циала людей. Признавая культурный прогресс, он видел его в духовно-религиозном совершенствовании человечества.

3.2 Культура и природа

Проблема отношений между природой и культурой, с учетом того, что последнюю именуют второй природой, кажется простой, но является чрезвычайно сложной. Создав вторую природу, человек не только не отказался от первой, но и не мог этого сделать, ибо сам яв­ляется прежде всего порождением природы и носит в себе природное начало. Человек по-прежнему остается существом биологическим, хо­тя в равной мере он существо социальное и культурное. Проблема от­ношения природы и культуры выступает уже на уровне самого чело-41


века, обозначаясь как проблема соотношения в нем равноправных на­чал, каждое из которых только в опоре на другое получает импульс и возможность развития. Не противостояние двух начал, но их сотруд­ничество и взаимодополнение всегда считались основой понимания гармоничного человека, идеал которого известен человечеству со вре­мен античности.

Что касается отношения природы и второй природы, созданной человеком, то эти отношения развиваются весьма проблематично. Можно согласиться с тем, что природа как таковая в ее естественном, натуральном бытии находится вне культуры, которая создана искусст­венно. Однако само отношение человека к природе – это культурный факт. Человек всегда был склонен очеловечивать природные явления, одушевлял природу, отчего и возникли первые его религиозные куль­ты. Однако с отходом от языческих верований и переходом к монотеи­стическим религиям его отношение к природе стало меняться. Так, например, уже Сократ считал изучение природы делом недостойным; человек, по его мнению, должен устремлять свой интерес к постиже­нию духовных вещей: добра, справедливости, прекрасного.

Каков же человек на самом деле, и как соотносятся в нем при­родное и культурное начала? И как они должны соотноситься в обще­стве? В подходе к рассмотрению данного вопроса выделяются две разных тенденции, которые, конечно, весьма условно можно отожде­ствить с именами Ж. Ж. Руссо и Э. Фрейда.

З. Фрейд считал, что человек изначально, по своей природе, общей с природой животного мира, порочен, и не столь уж чист и без­грешен даже ребенок. Итак, человек обуреваем разрушительными по­буждениями и инстинктами. Он хочет власти, стремится к удовольст­виям и насилию. Это в основе своей нарциссическая личность, ставя­щая свои интересы и желания выше всего остального. Он не способен кого-то бескорыстно любить, он ревнив, жесток, склонен ко лжи. Культура поэтому выступает средством подавления изначально по­рочных вожделений, деструктивных стремлений, она сдерживает их проявление с помощью тех форм, которые созданы в культуре и кото­рые, налагаясь на естественные мотивы и побуждения, становятся ме­ханизмом удерживания последних в «культурной узде». Иначе естест­венные инстинкты человека угрожали бы обществу и вообще могли бы разрушить его. Культура, таким образом, призвана подавить при­роду и сделать безопасной социальную жизнь в обществе. «Всякая

42


культура, - пишет Фрейд, - вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений…».

Чем выше уровень культуры, тем искуснее действуют механиз­мы использования энергии инстинктов для активизации полезной, об­щественно значимой деятельности и, следовательно, тем сильнее по­давление природы человека. Культура репрессивна, но она необходи­мое зло и потому, в конечном счете, оказывается благом.

В свою очередь Ж.Ж. Руссо утверждал, что человек изначально добр, его природа чиста. Его естественные проявления простодушны и безгрешны. И это культура делает его лицемерным и порочным. Он усваивает культурные формы поведения, которые не искренни, он следует нормам этикета, которые неестественны и условны. Культура разрушает его непосредственность и связывает естественность прояв­лений жесткими путами условностей, которые еще нужно и освоить, чтобы считаться культурным человеком. В итоге, культура не столько развивает, сколько развращает простодушного человека, делает его лживым, неестественным. Таким образом, Руссо отрицал роль наук и искусств в улучшении нравов людей, считая, что они, напротив, по­давляют лучшие задатки ребенка, поэтому необходимо возвращение к природе, на лоне которой и можно воспитать физически и нравственно здорового человека.

Очевидно, обе рассмотренные позиции, обозначившие крайние подходы в оценке культуры, в основном слишком радикальны, хотя, безусловно, в каждой из них есть справедливые замечания. Действи­тельно, человек соединяет в своей природе разные истоки и тенден­ции; однозначно утверждать, что он только плох или только хорош, было бы неверно. Культура отнюдь не столь чужда человеку и не столь зловредна для него; если она и ограничивает поведение человека определенными рамками, то, с другой стороны, она открывает ему значительные возможности для развития, очерчивает перспективы возможного, указывает горизонты желаемого. Человек без культуры, лишенный ее познавательных механизмов и приспособительных инст­рументов, не был бы человеком.

Характеризуя способы проявления человека в мире и обществе, обычно различают, условно говоря, два порядка, которым подчиняется его поведение. С одной стороны, человеку свойственно вести себя, естественно реагируя на мир, подчиняясь лишь собственным склонно­стям и желаниям. Это так называемое естественное поведение, в кото-43


ром человек действует спонтанно, стихийно. С другой стороны, тра­диционно культурным считалось поведение, которое регламентирова­но определенными правилами и нормами, подчинено принятым в об­ществе условностям. Подобное поведение регулировалось разного ро­да нормами (религиозными, правовыми, моральными и т.д.) и в отли­чие от естественно-стихийного было обусловленным.

В истории человечества в разные времена и в разных странах эти два порядка оценивались по-разному, неоднозначно. Например, для последователей китайского философа Конфуция (551-479 гг. до н.э.) соблюдение принятых норм было показателем высокой культуры, знания культурных ритуалов и традиций. Для греческих же киников (одна из философских школ Древней Греции) или китайских даосов – последователей учения даосизма – идеалом были отношения, выте­кающие из естественного порядка, а все конвенциональные нормы ис­толковывались как источник неоправданной несвободы или искажение естественного порядка, которому следует весь мир.