Оглавление
1..... Предмет и методы культурологии. 2
2..... Особенности первобытной духовной культуры: анимизм, фетишизм, магия. 4
Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли Уайт "Что такое культурология"). Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история.)
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Культурология - наука о множестве культур.
Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах, лингвистика...)
Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами...
Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё - какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.
В культурологии выделяются две ориентации:
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.
Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы,
животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума,
дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических
представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления
тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в
эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и
устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже,
практически параллельно с тотемизмом.
В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности
данной родовой группы, на отличия ее от других, анимистические
представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и
доступны всем и каждому, причем воспринимались, вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только
грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и
молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные
детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже
водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и
т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой
пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум,
могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так,
то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям
следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы,
совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии.
Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего
покойников, продолжают свое существование главным образом именно в
бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами.
Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды
сливались в практике первобытного коллектива в единый нерасчленяемый
комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой
борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это
отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.
Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков,тотемов.
Теория Л. Леви-Брюля с ее логическим и пралогическим мышлением. Опираясь на нее, можно заключить, что мышление человека (особенно первобытного) состоит из двух секторов.
Один из них следует строгим законам логического мышления и каузальных связей. По мере накопления знаний о мире его значение возрастает. Второй сектор имеет иной характер: он связан с проблемами, имеющими случайный и вероятностный характер, решение которых зависит от игры случая или непознаваемых привходящих обстоятельств (будет ли дождь; удачна ли будет охота или война). Этот-то сектор и диктовал первобытному человеку положиться на помощь сверхъестественных сил, он и породил пралогическое магическое мышление, игравшее столь заметную роль в процессе развития религиозного осмысления мира.
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала
развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами
занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов.
В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий
характер и были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла значительных размеров. Современные этнографы, в частности С. А. Токарев, разделяют магию по методам воздействия на контактную (соприкосновение носителя магической силы - колдуна-шамана или волшебного амулета – с объектом), инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам), парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т. п.), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится навредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.
К предметам, не предназначенным быть орудиями труда, но играющим важную роль в магическом покорении природы, у аборигенов Австралии относятся магические камни, обработанные или необработанные. К первым принадлежат каменные чуринги, загадочные цилиндроконические камни, условные каменные изображения тотемов и культурных героев, применяемые в охотничьей магии или в бою, где сообщают силу и храбрость своим, обладателям. В качестве талисмана либо магического оружия применяются и чуринги. Священные или магические камни, в том числе чуринги, употребляются в обрядовом межгрупповом обмене. Наконец, чуринги использовались и в обрядах интичиумы — в торжественном ритуале уднирингита, цель которого состоит в том, чтобы способствовать размножению больших древесных личинок. Глава тотемической группы — алатунья, ударяя камнем по животу каждого участника обряда, произносил слова заклинания: «Ты ел много пищи».У некоторых центрально-австралийских племен имелись плоские овальные камни, раскрашенные красной и черной красками и напоминающие известные азильские гальки, эти камни применялись во вредоносной магии: австралийцы верили, что с их помощью можно магически умертвить человека. Существовали у аборигенов Австралии и каменные фаллические изображения, призванные содействовать воспроизводству человеческого рода. Они очень немногочисленны, и в музеях мира их насчитываются единицы.
Необработанные камни, с которыми ассоциировались всевозможные
тотемические и магические представления, широко использовались в самых
разнообразных видах магии. Таковы нагромождения тысяч камней, которые
образовались вследствие того, что каждый абориген, покидая чужую,
незнакомую местность, бросал в кучу камень, дабы злые духи не
преследовали его. Особенно часто магические представления ассоциировались с кристаллами кварца и других минералов; их применяли
австралийские знахари. Камни употреблялись в наиболее важных видах магии — продуцирующей, охотничьей, в магии дождя. Аборигены разбрасывали магические камни, чтобы способствовать росту ямса. Камни использовались для того, чтобы юноша сделался хорошим охотником, а кенгуру — жирными. К востоку от оз. Эйр в обрядах вызывания дождя камни клали сначала в яму или под навес, орошали их кровью и осыпали пухом, а затем помещали на ветвях и сучьях высоких деревьев. Здесь все имело символический смысл: текущая кровь означала потоки дождя, пух — легкие облака, а камни — тяжелые грозовые тучи.