В отличие от искусства в идеационной культуре, в сенсетивной культуре художники рисовали то, что могли видеть собственными глазами и рисовали так, что бы показать каким является объект на самом деле. Писатели писали только то, что могло бы принести какую-либо пользу обществу, то есть либо развеселить, либо узнать какую-либо новую истину.
Музыкальные произведения тоже звучали, чтобы радовать слушателя, такая музыка требовала мастерства, техники.
Музыканты, писатели, художники в этой культуре не являются инструментами в руках Бога, а наоборот, они сами по себе, с определенным талантом.
Архитектура в этой культуре намного отличалась от идеационной. Здания строились с расчетом на то, что должны были не только радовать глаз, но давать максимум комфорта и удобств, так же они должны были быть практичными.
Ценности в сенсетивной культуре являются удовлетворение, польза и счастье. Нормы морали соблюдались не из-за страха перед Богом, а для достижения наивысшего счастья. Под счастье понималось: комфорт, материально благополучие, максимум чувственных радостей.
Правовая система создавалась людьми, законы рассматривались чисто условные, изменчивые. В отличие от идеационной культуры, где нарушители сурово наказывались, в сенсетивной культуре право ожесточалось лишь во время революций, воин, а в спокойные времена было достаточно мягким.
Сенсетивная культура отличалась, что за реальность принималось только то, что человек мог почувствовать или увидеть. Потребности и стремления людей носили материальный и физический характер. Способ удовлетворения потребностей - эксплуатация внешней среды.
3.4. Идеалистическая культура.
Идеалистическая культура – это культура смешанного типа, в ней есть черты и идеационной и сенсетивной культуры. Она является промежуточной между двумя основными и в ходе истории она проявляется как переходная от одной культуры к другой.
Мировоззрение этой культуры сводится к тому, что существует сверхъестественное, но и реальная действительность тоже очень важна. Под этим автор хочет сказать, что в материальном мире все изменчиво и непостоянно, а божественное начало неизменно и вечно.
Для постижения истины в основном использовался разум, но то, что показывал чувственный опыт не отвергалось, а также признавалось за истину. В сфере науки главная роль отдавалась логики, большое внимание отдавалось гуманитарным вопросам.
Общие системы знаний, формируемые в этой культуре, воплощались обычно в форму философских учений.
В сфере искусства признавалось как духовная часть, так и материализм, Оно насыщалось как церковным, так и светским содержанием. Персонажами произведений становились благородные, героические личности. Негативные явления жизни показывались лишь ради того, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.
В искусстве идеалистической культуре автор не ждет одобрений или критики в свой адрес, он пытается завязать со слушателем диалог, что бы понять что стоит для слушателя его произведение.
Этические ценности в этой культуре сочетает идеационные и сенсетивные ценности. Она требует от человека служение Богу, но так же это должно вести еще и к земному счастью. Главные принципы являлись неизменными и вечными. Вторичные же принципы являлись непостоянными и изменчивыми.
В правовой системе также происходит смешение правовых систем главных культур. Главные законы исходят от Бога, но они должны быть записаны в виде мирских законов, юридических кодексах.
В идеалистической культуре происходит смешение двух центральных культур, и в чем-то одна уступает другой и наоборот. Таким образом, устанавливается баланс. Человеку, живущему в такой культуре, свойственно стремление удовлетворить свои духовные потребности, но также он не станет отказывать от земных удовольствий, если тока они не являются запрещенными. Способ удовлетворение своих потребностей заключается в определенной эксплуатации внешней среды и также в совершенствовании внутреннего духовного мира личности.
3.5. Кризис культуры.
Сорокин утверждает в своей книге, что каждой культуре свойственно умирать, то есть, что каждая культура имеет свой определенный срок существования.
Причины гибели и смены культур зависят от самих культур, а не от внешних воздействий. С точки зрения автора, каждая система ограничена и имеет свои пределы развития. Как только все запас энергии иссякнут, иссякнет и возможность развития этой культуры, в результате чего происходит кризис, который заканчивается тем, что разложившиеся культура доминирует место другой, несущей более новые возможности.
В книге «Социальная и культурная динамика» Сорокин четко показывает, что кризис культуры проявляется во всем: в мировоззрении, в системе истин, в формах искусства, в ценностях, в этике и правовой системе. Изначально по Сорокину кризис дает о себе знать в формах искусства, то есть в дезинтеграции, хаотичности, эклектичности, примитивизации и иррационализации различных видов искусства. Кризис наблюдается и в системах истины, в том числе и в науке, которая достигла такого высокого уровня развития, что многие ее концептуальные, методологические и гносеологические трудности усматриваются в кризисе традиционных концепций.
На смену "философии мысли" пришла "философия жизни". Она-то и оказалась основным руслом культур философских идей в кризисную эпоху, она и послужила их метафизической подпочвой, в то же время сама избирая для себя преимущественно формы культур философии. В переломные времена на передний край, естественно, выдвигаются темы культурно-исторического существования. В лучшем случае философия как познание сущностей и объективной реальности с ее допускаемым знанием становится неопределенной теорией, посвященной оправданию или порицанию той или иной системы чувственных ценностей. Она выступает в качестве всего лишь обобщения, основанного на заключениях утилитарных наук, или формальным и пустым исследованиям "логического синтаксиса языка" с его псевдоматематической и псевдосимволической логикой. Такого рода философия "оказывается второстепенной чувственной утилитарной наукой, состоящей из эмпиризма, критицизма, агностицизма, скептицизма, инструментализма и операционализма, отмеченных теми же утилитарными и прагматическими чертами".
Таким образом, происходит борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом человеке, в каждом коллективе и обществе в целом. Меняется представление о характере подлинной реальности и подлинной ценности. Не только в религии и философии, но и в науке утверждается представление, что подлинная реальность обладает не только эмпирическим, сенсуалистическим аспектом, но и несенсуалистическим, рациональным и сверхрациональным аспектами.
Всем этим автор в своей книге хочет сказать, что вместе с культурой не исчезнет общество, которое жило в ней, просто после гибели одной культуры за ней придет более новая.
4. Анализ культуры и ее кризиса в трудах О. Шпенглера и П. Сорокина.
Если пробовать анализировать культуру и ее кризис в трудах О. Шпенглера и П. Сорокина, то можно найти много похожего и много различий.
Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры "строго привязаны на протяжении своего существования" к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Таким образом культура для него – это живое существо, живой организм, у которого есть своя душа, а также она, как и всякое живое существо, наделено своей определенной судьбой. Сорокин же считает, что культура это нечто большее, чем просто организм, это определенная система ценностей.
Сорокин, в отличии от Шпенглера, не стал сразу же искать определение культуре, он рассмотрел это явление более подробно. Как результат, Сорокин выявил три типа культур: идеационная, сенсетивная и идеалистическая. У каждой из этих культур есть свои отличительные характеристики и особенности. Шпенглер же говорит, что у каждого народа своя культура, которая является замкнутой и не соприкасается ни с какой другой культурой. Он опирается на более духовную часть культуры и никак не может представить о слияние культур.
Для того чтобы понять культуру Шпенглера, необходимо выявить ее стиль, понять какая идея заложена в ней, то есть определить ее символ. А для того чтобы понять культуры Сорокина, необходимо четко выявить хотя бы несколько отличительных черт, в которые входят: мировоззрение, система истины, формы искусства и ценности, этику и принципы, и правовую систему.
Если рассуждать логически по концепции Сорокина, то можно заметить, что эти два автора писали в разные культуры, поскольку в книге «Закат Европы» Шпенглер ориентировался на более духовную сферу, а Сорокин проявлял больший материализм.
В результате анализа культур Шпенглера и Сорокина, нужно отметить, что главное различие их концепция заключалось в том, что Сорокин, в отличии от Шпенглера, придерживался теории о том, что культуры взаимопроникаемы, в то время как, Шпенглер утверждал, что культурные миры являются замкнутыми и взаимонепроницаемы, каждая культура живет своей особой жизнью.
Так же нужно отметить и определенное сходство, оба философа считали, что культура рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. То есть получается, что ни одна из культур не может жить вечно.
При анализе кризисе культура, я хотела бы для начала отметить, что эти писатели придерживались двух совершенно разных теорий. Шпенглер считал, что наступлении цивилизации в обществе, является признаком скорой смерти культуры, в то время как, Сорокин писал, что культура не умирает, а дает возможность родиться новой культуре.