Смекни!
smekni.com

Культура и ее кризис в трудах О. Шпенглера и П. Сорокина (стр. 4 из 4)

Шпенглер видел кризис культуры, не только как смерть системе, но и смерть обществу, именно поэтому его книга и была названа «Закат Европы». Сорокин же был более оптимистично настроен, и говорил о цикличности, то есть при умирании одной культуры, появляется другая и общество уже живет в своей новой системе, с новыми определенными ценностями, истинами и так далее.

Если рассмотреть эти две теории графически, то получается вот что:

Теория Сорокина:

→ идеационная → идеалистическая → сенсетивная →

Теория Шпенглера:

рождение → зрелость → старость → смерть.

В своей книге «Закат Европы» Шпенглер не говорит о сильных изменениях в самой системе культуры, но большее значение уделяет рассмотрению смерти культуры и ее причины. В теории Сорокина, наоборот, в ней нет смерти, она идет циклично, поэтому он больше размышляет об изменениях культуры на ее переходе в новую стадию.

По Шпенглеру гибель культуры происходит после ого, как «эта душа

осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,... и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию». Сорокин же, наоборот, говорит об этом явлении, как о переходе от одной культуры к другой, от одних систем ценностей к другим.

Вывод.

В концепциях Шпенглера и Сорокина о культуре и ее кризисе есть много схожего, но есть также много различий. С моей точки зрения, эти две концепции различны, поскольку даже изначально в самом понятии «культура» авторы уже начинают друг другу противостоять. По О. Шпенглеру это некое живое существо с душой и определенной судьбой, Сорокин в своей книге утверждает, что культура это система ценностей. Далее они противоречат друг другу в том, что Сорокин считает, что культуры взаимопроницаемы, Шпенглер же утверждает совершенно обратное.

Споры, какая из этих концепций более правдивая, ведутся до сих, и до сих пор происходят новые попытки осознать, что же такое культура и в чем проявляется ее кризис, то ли она умирает, то ли она просто перерождает, то ли что-то еще.

Этот вопрос является философским и трудно, как я считаю, будет его доказать какими-либо формулами. Каждый человек способен сам решать какой концепции ему придерживаться или вообще стоит ли ему об этом задумываться. В наше время количество «философов» среди людей очень мало, то есть мало людей «любят знания», сейчас они хотят знать ровно столько, сколько им этого необходимо для работы, для развлечений, для разного типа хобби.


Список литературы.

1. В. М. Розин. Культурология: учебник для вузов / Розин В. М. – М.: Гардарики.2003. – 462 с.

2. П. С. Гуревич Культурология: учебник для вузов / Гуревич С. П. – М.: Проект.2005. – 336 с.

3. А. С. Кармин, Е. С. Новикова Культурология: учебник для вузов / Кармин А. С. – СПб.: Питер. 2008. – 464 с.

4. А. А. Радугин Культурология: учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.

5. О. Шпенглер Закат Европы / Шпенлер О. – М.: Эксмо.2005. – 800 с.

6. http://www.book.mir-x.ru/dl_info.asp?id=66133 П. А. Сорокин «Социальная и культурная динамика»

7. А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая Культурология. Теория культуры: учебник для вузов / Садохин А. П. – М.: Юнити-Дана.2004. – 368 с.

8. А. И. Кравченко Культурология: учебное пособие / Кравченко А. И. – СПб.: Проспект.2008. – 288 с.

9. Н. О. Воскресенская Культурология: история мировой культуры / Воскресенская Н. О. – М.: Юнити-Дана.2007. – 759 с.

10.