Смекни!
smekni.com

Культура и мифология ацтеков доколумбовой Америки (стр. 2 из 4)

Как мужчины, так и женщины обладали большой выносливостью. С самого детства простых людей приучали к тяжелому физическому труду.

Всем ацтекам было свойственно пристрастие к чистоплотности, они все старались как можно чаще купаться в реках и озерах. Настоящего мыла у них не было, но доступными заменителями стали плоды мыльного дерева и корни некоторых растений, дающие мыльную пену.

Основу мужского одеяния составляла набедренная повязка. Качество ткани зависело от благосостояния и статуса человека. Все, кто мог себе позволить, носили прямоугольную накидку. Главной одеждой женщины была юбка доходившая почти до лодыжке. Также женщины носили что-то вроде блузы. Простолюдины ходили босыми, но войны и богатые горожане носили сандалии.[5]

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

В таком военном государстве, каким был Теночтитлан, физическая смелость считалась само собой разумеющееся и гибель в битве была чем-то, к чему следовало стремиться.

Военные успехи были для ацтеков больше чем национальная гордость, и надменность ацтеков, занимающих высокие государственные посты пользовалась дурной славой. Структура и ценности общества были направлены на то, чтобы подстегнуть соперничество, и ацтеки явно не страдали отсутствием честолюбия и самоуважения.

Ацтеки, получившие хорошее образование, должны были воспитывать в себе сдержанность и вести себя с достоинством.

Типичный ацтек был примерным гражданином – скорее консервативным, приверженным традициям. Он был честен и трудолюбив. Его агрессивные инстинкты сдерживались хорошими манерами и самообладанием. Он был церемонен в общении с другими, чувствителен к красоте и символизму, лежащим в основе национальной философии и религии. Склонен к высокопарности, и порой ему часто изменяло чувство юмора. Он гордился своим положением в обществе. Был суеверен и фаталистичен.[6]

ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Одним из наиболее ценимых удовольствий была охота. Простые люди могли охотиться ради пропитания или для того, чтобы продать свою добычу, но знать охотилась ради удовольствия. В своих садах и парках, а также в полной дичи сельской местности они при помощи духовых трубок охотились на птиц. Это оружие представляло собой трубку, из которой стреляли шариками из обожженной глины.

Мексиканцы были страстными игроками в азартные игры. Было две игры, которые возбуждали их до такой степени, что некоторые ацтеки проигрывали все свое имущество и даже свою свободу. Этими играми были тлачтли и патолли.[7]

Тлачтли, игра в мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечниками. Площадка была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатурена. Из центра каждой боковой стены выступало на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо с отверстием, в которое свободно проходил каучуковый мячик диаметром 15 сантиметров. Корт делился на четыре части, окрашенные в разные цвета. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали щитки, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения. Если игроку удавалось забросить мяч в одно из колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели право отнять одежду и прочее имущество у зрителей, болеющих за другую команду.

На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно стоились рядом с наиболее важными храмами.

Патолли, игра, напоминающая триктрак. В неё играли на циновке с узором, напоминающим крест, разделенный на сектора. Вместо кубиков-костей ацтеки использовали четыре или пять чёрных бобов с номерами, обозначенными отверстиями. Двенадцать фишек (шесть красных и шесть черных) делились между игроками, которые делали ходы в соответствии с выпавшим числом.

Как и игра в мяч, патолли имела религиозное значение и символизировала 35-летний цикл, но главная ее привлекательность для отчаянных игроков заключалась в ставках – они не колеблясь ставили на кон драгоценности, одежду, рабов и дома.[8]

МУЗЫКА И ТАНЦЫ

Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Для усиления ритмических эффектов танцоры прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.

Струнные инструменты были не известны ацтекам, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины, они могли издавать только определённое количество нот. Обычно нот было пять, что позволяло предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имеющие в целом до 16 клапанов.

Трубы из раковин использовались для подачи сигнала к началу празднеств, чтобы освободить путь для процессий и чтобы разбудить город ранним утром.

Одним из самых важных инструментов был человеческий голос. В культуре ацтеков пение, инструментальная музыка и танцы так тесно связаны друг с другом, что невозможно говорить об одном, не упоминая о другом.

Сильная ритмичная музыка была идеальна для отбивания ритма для танцоров и для аккомпанирования хорам или певцам.[9]

Музыка была неотъемлемой частью образования знати и жрецов. пышные празднества позволяли людям снять напряжение, расслабиться, выплеснуть энергию. Танцы и пение были развлечением, но в то же время «сплачивали» людей и богов.

ЯЗЫК И УСТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Язык науатль приятен слуху, с легким произношением и обладает богатым словарным запасом. Подобно греческому и немецкому языкам, науатль имеет обыкновение строить длинные, сложные слова посредством лингвистической инженерией – вид языковой скульптуры, позволяющей с легкостью создавать абстрактные термины, в которых можно выразить философские или поэтические идеи.

Таким образом, разговорный науатль обладает большой гибкостью, но к сожалению, ацтекская система письма была не способна запечатлеть сложные или абстрактные суждения. Оттого, что письмо ацтеков не совершенно, они отражали лишь суть своих мыслей, поэтому заучивали множество речей, молитв и песен. Они очень заботились о том, чтобы молодые люди учили их наизусть, и для этого создавали школы, в которых старики обучали группы молодежи. только так тексты сохранялись во всей своей полноте.[10] Самые значительные песни и речи передавались из поколения в поколение.

КНИГИ, ДОКУМЕНТЫ И ПИСЬМЕННОСТЬ.

Управление Теночтитланом и провинциями требовало обширного письмоводительства. Нужно было собирать налоги, документировать все судебные процессы между деревнями или частными лицами. Купцы вели реестры своих товаров и доходов. Каждый храм имел свою библиотеку религиозных и астрологических манускриптов.

В судах, особенно в тех, которые занимались земельными вопросами и правами собственности, спорщики подкрепляли свои заявления генеалогическими деревьями и картами.

От всей этой массы документов почти ничего не осталось. Почти все дошедшие до нас книги ацтеков были написаны уже после конкисты. лучшая коллекция доиспанских книг была обнаружена в Оахаке, где сохранилось более дюжины экземпляров.

Каждая книга состояла из полосы длинной около двенадцати метров и высотой около двадцати сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современные карты. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимися рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками, а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница читалась сверху в низ, полосу просматривали с лева на право.

Ацтекское письмо страдало от одного существенного недостатка: оно не имело алфавита. Они пользовались иероглифическим письмом, в котором все символы представляли собой разного рода рисунки.

Важную роль играл цвет. Знаки травы, тростника и камыша в черно-белом исполнении выглядели очень похожими, но в цвете их легко было различить: трава жёлтая, тростник синий, а камыш зелёный. Императора легко было узнать по форме его короны и по его цвету, бирюзовому, носить который мог только правитель.[11]


СЧЁТ

Ацтеки пользовались двадцатеричной системой, считая двумя десятками. Числа от 1 до 19 изображались точками или иногда пальцами. Число 20 изображалось флажком; 400 (то есть 20 × 20) – знаком, который выглядел как перо или ель; 8000 (то есть 20 × 20 × 20) – мешком или украшенной кисточками сумкой, в которых 8000 бобов какао.[12]

ОТ РОЖДЕНЯ ДО СМЕРТИ

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Когда юноше исполнялось двадцать лет, он считался готовым взять на себя обязанности взрослой жизни. А это значило, что он должен жениться. Неженатые мужчины и не замужние женщины не считались членами общины, но как только пара вступала в брак, они становились полноправными гражданами и вносились в реестр домовладельцев.

От обоих партнеров требовались особые навыки. Мужчина должен уметь построить дом, заниматься крестьянским трудом или ремеслом. женщина готовила еду, заботилась о детях, ткала полотно и шила одежду, работала на огороде и приглядывала за домашним скотом. В глазах общества брак без детей был неполным, и мог закончиться разводом.