ГОУ СПО МК № 6
Департамента здравооханения г. Москвы
Внеаудиторная работа
По дисцеплине: «История медицины»
Тема: «Алхимия»
Работу подготовила
студентка 2-го курса 201 группы
Стукалова Антонина
г.Москва 2010 год
Алхимия – это прежде всего исскуство, а не техника. Это исскуство любьви, царское исскуство, как говорили средневековые алхимики, и его герметический сокровенный характер есть не что иное, как знак уважения к живому: можно доронуться до кого- либо путём простого физического прекосновения, но это всего лишь даст поверхностное, мимолётное и переходящее зноние. Если же мы сопрекоснёмся с его сердцем, то нам откроется его истинное измерение существа, тело которого- не более чем облачка, одежда.
Задачей алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы. Для алхимика живым являеся всё. Его задача научится вести диалог с тем что живёт в каждой вещи, тоесть с тем, что может заставить измениться.
Алхимия самая туманная из всех осавленных нам в наследство Средними Веками. Схоластика со своей тонкой аргументацией, Теология с двусмысленной фразиологией, Астрологией столь обширна и сложна- детские игруки по сравнению с Алхимией.
Алхимия- «как писал Пьер Жан Фабр в 1636 г.- не просто учит нас преобразовать одни меалы в другие, но как серьёзная и истинная наука она учит нас постигать средоточения всех вещей, именуемое на божественном языке Духом мира». Алхимию называют исскуством, о наукой: более поздние опеделение часто подчёкивают её практическое назначение. Алхимия находиться на пересечении средневековой теологии и сревневекового ремесла, сочитая в себе то и дугое, практическое действие алхимии сопровождается священодействием и магией. Процесс превращения является частью Великого деяния, настолько-же материального, на сколько и духовного. Понимание этого соответствия черезвычайно существенно для Алхимии. Алхимик стремился в благоприятных с точки зрения астрологии условий, соединить первоматерию с действующим началом, называемым тайным огнём, что б получить сначала чистую ртуть, затем несгорающую сеу и наконец филосовский камень, способный преобразовывать металы в золото и необходимый для осуществления человеческих возможностей, получения элексира жизни,которое превращает человеческое тело в свет, обеспечив избраннику величие, всепознание и радость божественной любьви. Великое влияние оказывает 12 операций:
1. Кальцинация, или обжиг,соотносился с созвездием Овна, заключается в превращении плавких металов в неплавкие.
2. Коагуляция- затвердевание жидких веществ, соотносился с созвездием Тельца.
3. Фиксация или сгущение превращение летучих веществ в нелетучие, соотносился с созвездием Близнеци.
4. Растворение, разделение веществ, соотносился с созвездием Рак.
5. Переваривание, воздействие «медленного огня», соотносился с созвездием Лев.
6. Дистиляция, очищение жидкой материи «от загрязняющих препятствий», соотносился с созвездием Дева.
7. Сублимация взгонка сухого вещества в закрытом сосуде при помощи острого пламяни, соотносился с созвездием Весы.
8. Осаждение или сепарация отделение взвесий от извести, соотносился с созвездием Скорпион.
9. Размягчение, превращение твердого вещества в вещество подобное воску, соотносился с созвездием Стрелец.
10. Брожение (ферментация), брожения под действием тепла, соотносился с созвездием Козерог.
11. Умножение, соотносился с созвездием Водолей
12. Бросание, сопрекосновение филосовского камня с транспортирующим металом, соотносился с созвездием Рыба.
Каждая из 1 операций имеет графическое обозначение. Все Алхимические процесы описываются двояко, рациональному плану.
Название восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование— от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века. О происхождении алхимии существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.
Родина Алхимии, как и многих других наук,- египет, где знания находилис в руках жрецоа и посвящённых, производившие опыт в величайшей тайне в тишине святилища. Когда Римляни завоевали Египет, знание перешло к неоплатонникам и гносикам. Эту эпоху 2 и 3 век хрестианства можно назвать временем зарожденья алхимии. Тогда- то и были написаны первые тракты,часть которых дошла до нас. Под именами: Пелага, Псевдо-Демокрита, Синезиуса, Зосимы, Гермеса, Клеопатры и др. Это сочинения об исскустве делать золото.
Когда варвары заполонили Европу, науки и исскуство замерли, а цевилизация оказалась в руках у арабов.
Определение Алхимии- Алхимия научная герметическая философия- суфлёры и фдепты: Великое Дияние, гомункулы, алкагест, палингенезия. Мировой Дух,квинтэссенция, жидкое золото.
Что такое алхимия? Для нас это только естественная наука, мать химии. Но средневековые алхимики вот как определяют свою науку. Алхимия, говорит Парацельс, есть наука превращения одних металлов в другие. (Это небо философов.) Подобное же определение дается и большинством алхимиков. Так, Дионисий Захарий в своем сочинении, озаглавленном «Естественная философия металлов», говорит: «Алхимия — это часть естественной философии, показывающая способ усовершенствования металлов, подражая по возможности природе».
Скажем так, что алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Важнейшей задачей алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные, в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4—16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Недаром знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией». Всё оказывается тут просто... совпало время развития обоих наук, что и не могло не повлиять на причастность одной науки к другой...
Несомненно, что количество последователей алхимической науки привело к созданию школ. Существовало 3 школы: греко-египетская, арабская и западно-европейская. Римский император Диоклетиан повелел в 296 предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото (речь, вероятно, шла о позолоте и искусстве изготовления поддельных украшений). В 4 веке нашей эры задача превращения металлов в золото исследовалась александрийской школой ученых. Писатель, выступавший под псевдонимом Демокрита, принадлежавший, очевидно, к александрийским ученым, своим сочинением «Физика и мистика» положил начало длинному ряду алхимических руководств. Для того чтобы обеспечить успех, такие труды появлялись под именами известных философов (Платон, Пифагор и т. д.), но, вследствие общей затемненности стиля, они мало доступны пониманию. Крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции.
Неизвестные пионеры алхимии.
Первыми конечно были греки, которые в последствии научили уму-разуму арабов. Самым талантливым и прославленным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян (конец 8 в.), позднее ставший известным в Европе под именем Гебер. Джабир полагал, что сера и ртуть являются двумя противоположными началами, из которых образуются семь других металлов; труднее всего образуется золото: для этого нужно особое вещество, которое греки называли xerion – «сухой», а арабы изменили на al-iksir (так появилось слово «эликсир»). Эликсир должен был обладать и другими чудесными свойствами: излечивать от всех болезней и давать бессмертие. Другой арабский алхимик, ар-Рази (ок. 865–925) (в Европе известен под именем Разес) занимался также медициной. Так, он описал методику приготовления гипса и способа наложения повязки на место перелома.
Однако самым знаменитым врачом был бухарец Ибн Сина (ок. 980–1037), известный также под именем Авиценна. Его сочинения служили руководством для врачей в течение многих веков.
Арабы, в свою очередь, передали секреты алхимии на Запад аж в 10-ом столетии! А теперь о них поподробнее:
Раймонд Луллий (1235-1314?). Монах-фрацисканец. Прекрасный знаток арабского языка, физики, астрологии. Много странствовал — Испания, Тунис, Палестина, Вена, Англия. Основал множество учебных заведений, немало сделал для распространения христианства. Алхимией занимался с 1289 г. По легенде, получил эликсир бессмертия, но отказался им воспользоваться. Есть сведения, что монеты из полученного им золота сохранились до сих пор, их называют Raymundini.