28.Движение-способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи.Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе предшествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествующим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи:механическую-пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов;физическую-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процессы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования материальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движением материи.
29.прост-во и временя в ф-и.То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты:Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное,божественное, сверх-природное, совершенное.Аристотель:отвергал существо-вание пустого,однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно.Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непре-рывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считал прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический материализм: прост-во и время-форы или способы существования материи.Св-ва прост-ва и времени.1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией.Время–1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
30.Диaлеkтиka и ее альтернативы.Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения.Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.
Осн.принципы Д.-всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.П.целостности:проблема несводимости це-лостности к простой сумме частей заключается в связи,объединяющей предметы в сложные комп-лексы,во взамовлиянии частей.П.детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны,т.е.возникают,развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается в системе филос. категорий и законов.Главные законы:1)превраще-ние количества в качество,2)взаимное проникнове-ние полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности(единство и борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)в системе его связей и отношений с другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).Категории системного исследо-вания:система- упорядоченное мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.