Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культорологии (стр. 14 из 27)

36.Генезис.Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я

37. Американский уч. Спери – функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга. (Левое – процессы анализа, вербальномыслит. процесс; Правое – эмоции и чувственное восприятие). Уровни сознания: 1. сверх я (соц значимые нормы, запреты, заповеди…) 2. Я (контролир. чознанием чела) 3. Подсознание (забытые мысли, тревоги, переживаня) 4. бессознательное, оно (инстинкты, влечения, неявные знания). Cв-ва сознания: а) идеальность (отражение действ. формы дух-ой деятельности или способности чела духовно мыслить образом воспроизвед. мысли. Мыслит не мозг, а чел обладающий им. Чел – предмет социокультурной среды); б) интенциональность (связывание рез-ов псих. отражения с окр. миром); в) самосознание (осознание и оценка челом самого себя как субъекта теорет. и практич. Деятельности. Самосознание пресуще челу на высоком уровне развития. Выдел. себя из общ. массы и чувств. себя личностью. Первобытн. чел не обладал самосознанием). Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.

38.Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования лично­го,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятель­ностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответ­ствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В услов­но "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносе­ологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отра­жает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущ­ность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуж­дений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обы­денное созн-е возникает как осозн-е повседневных пот­ребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием разли­чения уровней общ.созн-я является степень уче­та, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уров­ня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея­-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса (соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие со­бой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответству­ющих соц.групп.Общ.психология-исходная сту­пень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и на­строений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как са­мосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ет­ся как теорет.отражение интересов опред.клас­са.В такой трактовке она смешивается с теорет.уров­нем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­г.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классо­вом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом оп­ределяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изме­няются.Кратко охар-ем важнейшие из них.Полит.созн-е-особая форма общ.соз­н-я,поср-вом к-ой отражаются и регулиру­ются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу влас­ти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.соз­н-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.клас­сов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств, настроений,представле­ний людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями. Нравств. (моральное)созн-е возникло еще в перво­бытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом мора­ли,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Со­ц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг), эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеоло­г.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов, норм,идеалов людей.Идеолог.уро­вень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мо­р.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание (напр.,"золо­тое правило нравственности":не делай другим того,чего не хо­чешь,чтобы причиняли тебе).Эстетическое созн-е-форма общ.созн-я,отражающая дей-сть с точки зрения совершенства (или несовершенства)явлений природы и общ-ва. Воплоща­ется в искусстве,в к-ом эстетическое превращается в ос­н.цель дея-сти.Искусство отражает дей-сть с помощью своих специфич.ср-в:худ.образов и худ.приемов(метафора, символ).Эстетическое отн-е присутствует как побочный эле­мент почти во всех формах дея-сти.Науч.созн-е-важнейшая форма общ.соз­н-я-сов-сть объективных зн-й о той или иной области природы или общ.жиз­ни.Важнейшие мо­менты развития науч.позн-я:1)выделение науч.позн-я в качестве самостоятельного вида чел.дея­-сти;2)дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки;3) появление разл.форм рефлексии о нау­ке (методология науки,науковедение).Особое место в системе науч.зн-я принадлежит об­щ.и гуманитарным наукам,предметом к-ых яв­ляются разл.стороны жизни общ-ва и законы их разви­тия.В этом дополнит.ценность гуманитарных и общ.наук,т.к.они формируют общ.взгляды о самом общ-ве, и одновременно трудность их развития,пос­к-ку классовые интересы могут исказить картину соц.реальности и затормозить прогресс в целом.В качестве особой формы общ.созн-я предстает и фил.созн-е.Ф-я яв­ляется основой мировоззрения, "несущим каркасом"дух.культуры,и этим определяются ее значение и место в ряду др.форм общ.созн-я.Важность ф-и заключается в том,что она раскрывает общие закономерности природного и общ.бытия и позн-я.Исследуя струк­туру и динамику общ.созн-я,специфику и взаимос­вязь отдельных форм общ.созн-я,ф-я вы­полняет важную функцию по интеграции общ.созн-я,стимулированию развития дух.культуры в целом.Т.о. общ.созн-е в ед-ве и много­образии своих структурных элементов обеспечивает позн-е усл-й общ.жизни и ориентацию отдельных людей и соц.групп в конкретных ситуациях.