Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культорологии (стр. 17 из 27)

1.бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.2.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–хар-на для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–хар-но для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты чел. тв-ва–произведения,идеологические концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный прорыв в др.миры.

Средневек.ф-я:жизнь чела–мука,настоящая жизнь насту-пит после смерти.Древний мир:жизнь–пир–кровавый или веселый.Эпоха рационализма:чел–механизм,его задача–не умереть раньше времени,нужно вовремя его отремонтировать.Эпоха просвещения:в своей жизни руководствоваться дух.ценностями.Экзистенциальная ф-я: преддверие смерти заставляет чела всерьез ощутить ценность своей жизни.Христ-во:стремление к жизни вечной,к-ая наступит после жизни телесной.Ислам: исходит из факта того,что все подчинено воле Аллаха, более легкое отн-е к смерти,чел более легко может стать причастным к смерти чела.Та религия,к-ая постоянно разрастается.Общее для христ-ва и ислама:чел живет для того,чтобы умереть и воскреснуть.Буддизм:чел живет для того,чтобы,умерев,прервать цепь возрождений,не возрож-даться в этом виде.Марксистская ф-я:смерть–естественный конец всего живого,обмен м/д органической и и неорганической природой.

Жизнь сама является смыслом,страдание–тоже жизнь. Смысл жизни имеет биолог.происхождение:

1.Жизнь для себя,подпитывается инстинктом самосохра-нения.2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом.3. Жизнь для вида,для коллектива.

Проблема:право на жизнь и право на смерть.Все, рожденное женщиной–чел,имеет право на жизнь,все живое должно жить.

Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе».Проблема эвтаназии:как быть с теми людьми,к-ые обречены на смерть.Чел должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.

Патерналисты:эвтаназия недопустима,чел,к-ый решил уй-ти из жизни,приносит страдания близким,возникают проблемы:кто это сделает,«дурной пример»,вдруг изобретут лекарство и чела можно будет спасти..

43.44.Предмет теории познания составляют всеобщие предпо­сылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Кон­кретизируется он в основных понятиях теории познания и со­держании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики поз­навательных действий человека (их мотивацию, направлен­ность, главные механизмы реализации, качество ожидаемого результата), а также совокупность проблем, исследование кото­рых дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе.

Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеческой творческой ак­тивности, направленной на адекватное воспроизведение при­родной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Адекватное воспроизведение познаваемой действительности — верное, правильное, в идеале воспроизведение действительнос­ти "в ее собственных характеристиках", без деформаций, при­вносимых несовершенством человеческих познавательных спо­собностей, данных ему природой, и недостаточностью создан­ных человеком средств познания. В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского институ­та, академии наук и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необхо­димым условием жизнедеятельности которых являются позна­вательные процессы), а также человечество (совокупность ны­не живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания ис­пользуются в настоящее время).

Характер направленности творческой активности субъекта познания конкретизируется в понятии "познавательное отноше­ние". Познавательное отношение - это отношение между субъ­ектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. Оно качественно отличается от практического отношения человека к реальности, ориентированного на ее преобразование, а также от ценностного (аксиологического) отношения, ориентированного на установление значимости для человека того или иного явле­ния природной, социальной или духовной реальности (его полез­ности или вредности, приемлемости или неприемлемости, спра­ведливости или несправедливости и т.д.).

Заданная познавательным отношением ориентация реали­зуется (воплощается в реальных познавательных процессах) в познавательной деятельности как одном из видов человеческой деятельности. В соответствии со сказанным о субъекте позна­ния и характере познавательного отношения познавательная деятельность - это творческая активность человека', направ­ленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.

Отмеченные ранее разнородные ориентации в определенной мере сближает понятие объекта познания. Объект познания это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что про­тивостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объ­ект природной, социальной или духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (прак­тическим, познавательным, аксиологическим), задающими раз­личные ориентации для проявления его творческой активности. В сфере познавательной деятельности активность человека нап­равлена на выявление происхождения, строения и свойств объ­екта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом человек в определенной мере отвлека­ется от вопросов, связанных с практической полезностью данно­го объекта и его эстетической ценностью как способностью удов­летворять потребность в прекрасном.

В группу основных понятий теории познания входят понятия "отражение" и "информация", воспроизводящие главные меха­низмы познавательных процессов. Отражение это всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности вос­производить признаки, свойства и отношения взаимодействую­щих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимо­действие, в результате которого через изменение свойств и состо­яний одного из взаимодействующих объектов воспроизводятся

особенности другого. Термин "отражение" употребляют и для ха­рактеристики результата взаимодействия объектов, т.е. тех сле­дов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят не­которые особенности другого объекта. Превалирующее значение имеет первый смысл, где акцентируется статус отражения как свойства (атрибута) всех материальных образований, лежащего в основе механизма познавательных процессов.

Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапли­ваться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах позна­вательных процессов, заложенных в понятии "отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним за­конами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механичес­кое) таким законам подчиняются всецело.

К основным понятиям теории познания относится также по­нятие "знание". Знание - это проверенный общественно-истори­ческой практикой и логикой результат познавательной деятель­ности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности. В данном определении подчеркивается статус знаний как самосто­ятельного духовного образования, что отличает его от эмоцио­нальных оценок предметов и явлений, которые основаны преи­мущественно на субъективных ориентациях и предпочтениях. Знание отличается также и от информации, хотя в широком смысле слова последняя понимается как совокупность некото­рых сведений, т.е. знаний. Однако более точное представление об информации, связывающее ее природу со способом ее существо­вания (посредством системы сигналов), предполагает их различе­ние. Информация в виде потока сигналов может циркулировать по своим каналам в системах управления, будучи не расшифро­ванной человеком. Прежде всего это характерно для информаци­онных процессов в живых системах, механизмы и содержание которых пока что представлены в виде знания крайне ограничен­но. Человеком не расшифрованы "языки" работы собственного мозга, основанной на информационных процессах. Знание же как феномен (явление) познавательной деятельности всегда соп­ряжено с человеческим осмыслением его содержания, способа су­ществования и механизмов трансляции

45. ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ В ФИЛОСОФИИ.Основной формой проявления жизни чел. является деятельность - чувственно предметная, практаческая, и духовная, теоретическая. Чел - активное существо. Он активно воздействует на окруж его вещи, придает им форму и св-ва, необход для удовлетворения его обществ и личных потребностей. Именно в преобразов мира челов придает определенностьсвоему бытию.Практика-материальная, чувствнно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел, сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства достиж цели и р-т деятельности.Общ практика находится в диалект единстве с познавательной деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием истинности рез познания.Основными видами практ явл материально-произв деят людей и социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход внутритеоретического, содержательного опериро-вания идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти непосредств опыта.История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ применения, создают механизм обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая деятельность идеи”.Субъект идеалисты поним под пр. деятельность обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный опыт”.Поск-ку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять их.