57.Пр-во-сфера общ.дея-сти,где создаются материальный продукт,дух.богатство чел-ва, формируется чел как производит.сила.Маркс и Энгельс для обозначения всей сов-сти дей-й людей по пр-ву материальных ценностей ввели в науч.оборот понятие"способ пр-ва материальных благ".Сегодня это одна из осн.категорий соц.ф-и.Способ пр-ва-особым образом организованная дея-сть общ-ва по пр-ву материальных ценностей и воспр-ву всей общ.жизни в истор-ки конкретный период,хар-ющийся также конкретным отн-ем людей к природе и их отн-ями м/д собой(напр.,рабовладельческий, феод-ый,капиталистический способы пр-ва).Общ-во не может сущ-ть и развиваться без пр-ва необходимых для жизни людей материальных благ.Маркс и Энгельс совершили переворот в общ.науке.Смысл его:в установлении зависимости общ.сфер дея-сти от материального пр-ва:"Способ пр-ва материальной жизни,-писал Маркс,-обусловливает соц.,полит.и дух.процессы жизни вообще".З-н определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии является осн.социологическим з-ом.Материалистический подход и диалектический метод исследования позволили:1)свести все общ.отношения к производственным как определяющим;2)обнаружить зависимость производ.отн-ий от уровня производ.сил;3)установить факт определяющей роли материальных потребностей людей в возникновении и развитии производ.сил общ-ва(чел,чтобы заниматься политикой и идеологией,должен есть,пить и т.д.).Осн.социолог.з-он имеет боль.методолог.знач-е для науч.объяснения истории развития общ-ва и разл.сфер его жизни.Он указывает на то,что причины тех или иных преобразований в общ-ве нужно искать в способе пр-ва матер.благ.Материалистическая соц.ф-я в объяснении развития истории исходит из признания того факта,что труд есть 1ое и осн.усл-е чел.жизни.Именно труд-гл.причина генезиса чела.Ф-фы считают главной детерминантой истор.развития дух.дея-сть,направленную на пр-во фил.,религ.,полит., науч.и др.идей.Однако,пр-во материальных благ-подлинная основа развития общ-ва, всех др.видов дея-сти людей.Благодаря его открытию,во-первых,история предстает как результат чел.труда,во-вторых,материальная дея-сть людей содей-ет не только возникновению чел.общ-ва,но и дальнейшему его развитию.И сегодня жизнь убедительно подтверждает правильность основного социолог.з-на.Именно труд остается источником жизни,развития чела и общ-ва.Пр-во же материальных благ, дух.дея-сть,воспитание и образование чела являются осн.сферами общ.жизни.
Категория"бытие"—одна из 1ых по происхождению категорий ф-и,многие смысловые знач-я к-ой были заложены еще в мифологии.Она наиболее отчетливо выражает,ориентацию ф-и на осмысление предельно общих св-в(атрибутов)и отношений объектов реальности.Св-во объектов,процессов и явлений иметь существ-е,быть реальностью или просто быть"здесь"и"теперь"—одно из них.Это неотъемлемый атрибут каждой наличной вещи.Однако конкретные вещи "стареют",разрушаются,исчезают,но не бесследно,чаще всего,а превращаясь в др.веществ.образования.Поэтому осмысление бытия как атрибута конкретных вещей было связано с представлением о бытии как существ-и мира в цёлом,т.е.изначально имело универсальную мировоззр.направленность. И именно в этом контексте казалось бы абстрактных умозрительных рассуждений о бытии мира решались и поныне решаются ф-ей мн.важные в теорет.и практич.планах ??.Естественно,возникает вопрос о том,что такое небытие и как оно соотносится с бытием.На 1ый взгляд,он мог быть решен довольно легко,поск-ку представление об универсальности категории"бытие"и"подчиненности"ей категорий"небытие"подпитывалось даже обыденным рассуждением о необходимости бытия мира в целом:исчезать,превращаться в небытие могут лишь отдельные вещи,но мир в целом при этом сохраняется как относительно стабильное целое.Вместе с тем тот же обыденно-повседневный здравый смысл подсказывал иной ход рассуждения.Небытие- не полное несуществование.Ведь одни вещи превращаются в другие,т.е.не исчезают бесследно,а как бы обретают некое инобытие..Тем более мир в целом не может уйти в абсолютное небытие,ставящее предел всяким превращениям.Небытие стало мыслиться как источник,начало бытия,связывающее бытие не только с тем,что сущ-ет,есть"здесь"и"теперь",но и с тем,что было и будет.Такое понимание соотношения бытия-небытия доминировало в древневост.культурно-фил-ой традиции. Мир в целом рассм-лся как динамическое ед-во бытия и небытия.При этом небытие мыслилось как лишенное конкретных вещей и форм "вместилище" всего возможного разнообразия мира,к-ое содержится в небытии виртуально,выражаясь совр.языком.Оно переходит из небытия в бытие в соответствии с внутр.з-ом мира(в древнекит. культурно-фил-ой традиции«дао"),постичь к-ый невозможно.К нему можно лишь в той или иной мере приобщиться,следуя определенной системе принципов поведения (прежде всего у-вэй-недеяния и"освобождения от самости'' -безусловного подчинения чела групповым и общественным нормам).Небытие т.о.представлялось ведущим по отношению к бытию началом.Примечательна изобретательность,с к-ой это демонстрировалось на примере обыденных житейских ситуаций и предметов. Одним из выражений небытия считалась пустота,к-ая также являлась началом вещей и определяла их природу.В трактате "Дао-дэ-цзин",китайском памятнике ку-ры IV-IIIвв.до н.э.,подчёркивается,что именно пустота, к-ая содержится в вещах м/д их частями,определяет полезность и применимость вещи(использование колеса зависит от пустоты м/д спицами, употребление сосудов-от пустоты в них, от кол-ва содержащейся в постройке пустоты зависит ее назначение).В западной культурно-фил-ой традиции доминировало принципиально иное понимание соотн-я бытия-небытия.В частности,в античной ф-и небытие и пустота мыслились преимущественно как антипод бытия,как ничто.И только в XIXв.ничто,или чистое бытие,стало рассм-ся как источник бытия,обладающего мн-вом форм(гегелевская фил-ая система,антропологические направления ф-и).
под влиянием нем.ф-фа Шпенглера.Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том,что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за челом способность к самоопределению.А динамику цивилизации определяет з-ном вызова и ответа,согласно к-му каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории.Адекватный ответ-заслуга творч.меньшинства,к-ое властвует сначала в силу своего авторитета,а затем превращается в господствующее меньшинство.Возникновение цивилизации,ее рост,надлом,упадок,разложение связаны со способностью или неспособностью творч.меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.(из практики)Цивилизац.подход.Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику,а социокульт.особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс.Вебер-автор работы“Протестантская этика и дух капитализма”.В исламе,как в особой цивилизации,более ясно и чётко отн-е к деньгам не одобряется.Наиболее известная классификация принадлежит Тойнби.Он различает 5 культур-Западно-христ.культура, православно-христ, исламская,индуистская и дальневосточная(конфуцианская).Цивилизационный подход также очень многое объясняет в чел.истории.Примеры современности:боснийский конфликт.Различий м/д сербами и хорватами в языке меньше,чем различия в русском и украинском.А боснийские мусульмане по национальности являются сербами.До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежат ли россияне к православной культуре или мы особая цивилизация.Есть градация на 2 цивилизации:Запад и Восток.По Чаадаеву: мы 1ая азиатская цивилизация,к-ая столкнулась с Западом и начала преобразовываться.Славянофилы полагают,что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства,как Запада, так и вост.
3.Культуролог.подход к анализу общ-ва.Категория культуры является универсальной,Шпенглер рассм-л эту проблему как расколотую на 8 культур,каждая из к-ых вырастает на основе способа переживания жизни.Культура:египетская,индийская,вавилонская,китайская,греко-римская, византийско-арабская,культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура.Каждая культура подчинена жесткому биолог.ритму,к-ый опред-ет осн.фазы ее внутр.развития:рождение и детство,молодость и зрелость,старость и закат.Каждая культура имеет 2 осн.этапа:1.восхождение культуры(собственно культура),2.нисхождение или цивилизация.1ый хар-ется органич.типом эволюции во всех сферах чел.жизни:соц-ой и полит-ой,религ-ой и этической,худ-ой и науч.2ой этап хар-ется механическим типом эволюции-окостенение органической жизни культуры и ее распад.
58.Дух.жизнь общ-ва.Общ-во представляет собой сложную систему разл.общ. отн-й.Разобраться в этом многообразии важно для понимания социума в целом.Общ.отн-я подразделяются на материальные и дух-ые.1ые складываются вне нашего созн-я и сущ-ют независимо от него.2ые-формируются, предварительно проходя через созн-е людей.Связь м/д ними носит опосредованный хар-р:матер.отн-я порождают опред.дух.ценности,к-ые являются основой дух.отн-й.Дух.жизнь м.б.наполнена богатым содержанием,что создает благоприятную общ.атмосферу.В др.случаях дух.жизнь общ-ва м.б.бедной,а иногда в нем царит настоящая бездуховность.В содержании дух.жизни общ-ва проявляется его подлинно чел.сущность.Осн.элементы дух.жизни-дух.потребности людей,дух.дея-сть по созданию дух.ценностей,дух.потребление и дух.отн-я м/д людьми.Основу дух.жизни общ-ва составляет дух.дея-сть-дея-сть созн-я,в процессе к-ой возникают опред.мысли и чувства, образы и представления о природных и соц.явлениях.Рез-том этой дея-сти выступают опред.взгляды людей на мир,моральные и религ.воззрения.Они воплощаются в нормах поведения,произведениях народного искусства,религ.обрядах,ритуалах и т.д.Дух.дея-сть направлена на совершенствование всех сфер жизни общ-ва.При этом следует различать пр-во прикладных идей,одухотворяющих процесс ежедневного совершенствования общ.жизни,и пр-во идей фундаментальных,способных заметить принципиально новые цели и ориентиры.Особым видом дух.дея-сти является распространение дух.ценностей с целью их усвоения большим числом людей.Речь идет о механизме трансляции выработанных зн-й челу. Это имеет решающее знач-е для повышения их дух.культуры.Важную роль при этом играет дея-сть,связанная с образованием и воспитанием.Рез-том такой дея-сти является формирование дух.мира людей,а значит,обогащение дух.жизни общ-ва.Побудительными силами дух.дея-сти выступают дух.потребности-внутр.побуждения чела к дух.тв-ву.Они объективны по содержанию и то же время субъективны по форме,т.к.предстают как проявления внутр.мира людей,их созн-я и самосозн-я.Элементарные дух.потребности не существовали в отдифференцированном от материальных виде,а само дух-ое пр-во было вплетено в материальное.И только по мере создания соответствующих общ.усл-й(воспр-во прибавочного продукта)оно превратилось в самостоятельную отрасль.Дух.потребности в зависимости от хар-ра существующих общ.отн-й,уровня дух.культуры людей имеют ту или иную соц.направленность.Помноженные на волю людей,дух.потребности выступают как мощные побудительные силы их соц.активности во всех сферах жизни.Существенной стороной дух.жизни является дух.потребление. Предметы дух.потребления формируют соответствующие потребности.Тем самым богатство предметов и явлений дух.культуры выступает как важная предпосылка формирования разнообразных дух.потребностей чела.Уровень и хар-р потребления зависят от мн.факторов.Немаловажную роль играет соц.принадлежность потребляющего.Передаваемые зн-я о дух.ценностях м.б.непривлекательны с точки зрения профессии чела. Эфф-сть передачи зн-й зависит от того,наск-ко учтено созвучие избранных для док-ва аргументов дух.настрою потребителя.Дух.потребление м.б.в какой-то мере стихийным,когда оно никем не направляется и чел на свой вкус выбирает дух.ценности.В др.случаях дух.потребление может навязываться рекламой.На чела обрушивается поток инфы,содержание к-ой связано с мистикой и т.д.В этих усл-ях формируются основы некритического мышления,реальные противоречия не принимаются в расчет,принцип объективности подменяется субъективизмом. Это приводит к стандартизации потребностей и вкусов многих людей.Отвергая манипулирование созн-ем,надо признать сознательное формирование потребностей в дух.ценностях-познавательных,худ-ых,нравств-ых.В этом случае потребление дух.ценностей будет выступать как целенаправленное обогащение дух.мира чела.Пр-во и потребление дух.ценностей опосредуется дух.отн-ями.Они реально сущ-ют как отн-е чела к тем или иным дух.ценностям,а также как его отн-е к др.людям по поводу этих ценностей.Выделяют такие виды духовных отношений:познавательные,нравственные, эстетические и др. Дух.отн-я-отн-я интеллекта и чувств чела к тем или иным ценностям и ко всей дей-сти.Установившиеся в общ-ве дух.отн-я проявляются в повседневном общении людей:семейном,производственном,национальном и т.д.Они создают как бы интеллект.и эмоц.фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.