59.Проблема цивилизационного развития сегодня выдвинулась на передний план. Повышение интереса к этой проблеме обусловлено неск-кими причинами.Во-1ых,НТП в совр.мире способствует быстрому формированию информационно-технолог.способа пр-ва во всех странах Запада и Востока.Во-2ых,в связи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и выводов о его"казарменном", "феод-ом" хар-ре и переориентацией на капиталистическое развитие возродились споры о 2х осн.цивилизациях-Западной и Восточной.Возникла дилемма:сущ-ет одна чел.цивилизация или неск-ко?В истории ф-и сущ-ли разл.толкования понятия"цивилизация":от стадии,достигшей более высокого культ.уровня по сравнению с варварством,до такой степени деградации культуры,к-ое хар-ет состояние упадка общ-ва,его гибель как локальной культуры.Бесспорно,следует различать цивилизацию и культуру.Это различие уже наметил Кант,к-ый в полемике с Руссо ставит ?:"Что такое чел.цивилизация и вправе ли чел отказаться от нее,да и возможно ли такое?"Согласно Канту,цивилизация начинается с установления правил чел.жизни. Цивилизованный чел-тот,кто др-му не причинит неприятностей.Он обходителен, тактичен,уважает чела в др-ом.Культуру Кант связывает с нравств.категорическим императивом,к-ый обладает практ.силой и опред-ет чел.дей-я не общепринятыми нормами,а нравств.основаниями самого чела,его совестью.Такой подход к рассм-нию проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален.В совр.общ-ве,где наблюдается потеря цивилизованности в поведении,в общении людей,остро встала проблема культуры чела и общ-ва.Цивилизация-с одн.стороны,уровень развития культуры и общ-ва в целом,а с др.стороны-способ освоения культ.ценностей,к-ый опред-ет специфику общ.жизни.1ый признак наиболее изучен в этнографической, истор.,социолог.и фил.лит-ре.Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происходило отождествление культуры и цивилизации.Напр.,Тайлор так и писал:"культура или цивилизация".Однако он сам же глубоко и всесторонне показал, что первобытная культура,связанная с появлением режущих,колющих орудий, свидетельствовала о том,что племена не только похожи друг на друга,но и различаются м/д собой.Развитие орудий труда,их усовершенствование определяло специф.стороны жизни племен,напр.быт.Тайлор приходит к выводу,что цивилизация вкл.в себя уровень развития материальной и дух.культуры,саму общ.структуру,к-ая отражает весь механизм сущ-ния и развития чел.дея-сти.Др.признак цивилизации-способ освоения культуры-исследован недостаточно.Вместе с тем зн-е содержания этого признака важно,т.к.общ.-истор.практика чел-ва свид-ет,что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация.Мы различаем Зап.и Вост.цивилизации,хотя ценности одни и те же,а вот способы их освоения различны.На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям,а на Востоке освоение ценностей осущ-ется на основе религ.-фил.традиций:в Китае-буддизм и конфуцианство,в Индии-буддизм,брахманизм,ф-я йоги,к-ые оказали воздей-е на регламентацию всей чел.жизнедея-сти.Для Востока хар-но усвоение материальных и дух.ценностей и их пр-во в усл-ях авторитарного патернализма,всеобщего послушания,особого личностного восприятия гос-ва,старшего в семье и в общине.Зап.цивилизация развивалась под меньшим воздей-ем монолитных культовых структур,здесь шло быстрое изменение предметного мира и соц.связей людей,ускоренное развитие техники и технологии,т.к.в ее культуре доминирует рациональность.Адекватное осмысление проблемы цивилизационного развития поможет лучше понять пути синтеза общечел-ого и национ-ого в культуре,т.к.этот реальный процесс приобрел огромное практ.знач-е для всего мира.
60.Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центр.в ф-и и обществозн-и в целом.Долгое время ?? определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий.И только в к.18-нач.19в.проблема внутр.источника получила диалектическое категориальное выражение в класс.нем.ф-и.Под ним понималось противоречие.Источниками развития люб.соц.явления выступают те факторы,к-ые тождественны«непосредственной производящей причине»(труд,наука).Источник-наиб.глубокая причина,дающая исходный импульс самодвижения и саморазвития.Источником выступает объективное противоречие и только оно.К движущим силам относятся факторы,направляющие процесс внутр.развития общ-ва.Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой«раздвоения»причинности.Причины делятся на непосредственные и опосредственные.Противоречие служит одновременно и источником,и самой гл.движущей силой развития,т.к.дает первичный импульс движению и развитию.к движущим силам общ.развития относят:соц.противоречия.производ.силы,способ пр-ва и обмена,разделение труда.В истор.процессе основн.роль играют такие движ.силы,как потребности,интересы и цели.Потребности-нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедея-сти организма,чел.личности,соц.группы,общ-ва в целом.Различают:соц-ые(зависят от уровня общ-ва,явл.основой общ.развития)и биологические.Осознанные общ-вом,классом потребности выступают в кач-ве интересов(лат.важно).Соц.интерес-реальная причина соц.дей-й,событий,стоящая за непосредственными побуждениями,идеями индивидов,классов,соц.групп. Различаю интересы по степени общности-индивидуальные,групповые,общественные;по сферам направленности-эк.,полит.,дух.;по хар-ру субъектов-нац.,госуд,партийные;реальные и мнимые; стихийные.сознательные;Тенденцию возникновения новых потребностей,их все большего разнообразия и обогощения наз-ют з-ном возвышения потребностей.Без потребностей пр-во было бы бесцельно,а без интересов-невозможно.Цели выступают след.ступенью развертывания движ.сил.Содержат элементы интересов.Цели выражают идеальные представления о рез-те.к к-ому стремится субъект в процессе дея-сти,и явл.3-ей формой движ.сил,звеном,соединяющим причину и следствие.Они соединяют сегодняшнее с будущим в дея-сти чел.общ-ва.Народ-понятие конкретно-истор-ое.Его содержание изменяется с переходом от одной общ.-эк.формации к др.,от одного этапа ее развития к др.В рабовлад.обще-ве-это рабы и плебейские слои населения,в феодальном-зависимые и крепостные крестьяне,в капиталистическом-пролетариат,интелегенция.В социолистич.-рабочие,крестьяне,интелегенция.Народ-творец культуры потому,что жизнь его дает материал для худ.тв-ва.Народ-творец культуры потому,что он-единственный судья худ.произведений.Он-хранитель ее и защитник от разрушения отжившими классами.