1.происхождение ф-и, круг ее проблем и функции в системе культуры.Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я.
Развитие античн.ф-ии было прервано в результате крушен.рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику. ® Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими??./фил. проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни). В зависимости от того,какую роль ф-я выполняла или выполняет в общ-ве,относительно элементов дух. культуры общ-ва,выделяют след.функции:1.лог-ая (содер-жан.ее является анализ понят.,сужден., те-орий с точки зрения их соответствия з-нам логики);2.методолог-ая (закл-ся в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов позн-я предмета);3.эвристическая(теории обознач.обл.исследов. закономерности науч.и техн. творчества)(проявляется в возможности получен.новых зн-й,новых рез-ов исследований в ходе фил.анализа проблемы и путей ее решения).4.мировоззренческая(гл.функция ф-ии т.к.она совпадает с ее осн.содержанием, закл-ся в формировании, систематиз.обоснован., мировозр.знания,в возможности через философ. формировать мировоззрение людей).5. критическая(ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)..О.?.фс. имеет две стороны:1.что первично, что вторично (материальное или духовное? Материа-зм – материальное, идеализм - наоборот),2.познаваемый ли мир (1.да – гносиологический оптимизм или рационализм,2 агностицизм (утверждение канта).
Фу-ии ф-ии в си-ме культ-ры: 1. мировоззренческая (Ф. – ядро мир-ия, кот. Выступает как си-ма взглядов на окр. мир) 2. методологическая (способ познания и отнош. к действит., она связана с формир. у чела представлений о наиб оптимальном образе чел-их действий в разл сферах: науке, принятии реш-ий (особенно важны), ку-ре). 3.гносеологическая (действ-ет в т-ии познания и связ. с выбором наиб. оптим. эффектив. путей познания и поним-ем крит-ев истинности пол. знаний). 4. аксиологическая (предполаг. выработку средствами ф-ии критериев оценки значимости явлений природной, соц. и дух. реальности для чела, соц группы или общ-ва в целам) 5.идеологическая (состоит в обосновании средствами ф-ии идеологии как теорет. сис-мы, отражающ. общ. положение, цели, интересы, идеалы опред. соц. группы). 6. критическая (сост. в выявлении ее средствами заблуждений, догм, устаревш. стереотипов мышления и практич. деятельн., направл. их по ложному пути) 7. Прогностическая ( охватыв. [ представлен. выработан. в рамках ф-ии, отраж. возможн. состояния прир-ых образований и общ-ва, тенденции развития событий в различ. сферах чел-ой деятельн. и глобальных процессов) 8. Праксиологическая (связана с выявлением и выработкой в русле ф-ии смыслов, осн. направлений, целей, средств и методов чел-ой деятельн.)
2.Мировоззрение.Мировоз-ие-совок-ть общих предметов о дей-ях,кот.отражают и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы (истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм), ценно-стные ориентации.Бывает индивид.,общ.,групповое. 2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл. аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).
Типы мировоззрения: 1.Мифологическое ([ представлений о мире, осн. на фантазии и вере в сверхъестеств. силы, их сходство с челом и чел-им поведением. важной особенностью миф. М. явл. фактич. отриц. эвалюции природной реальности и признания одного из видов движения, выраж. в идее вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизмен. огранизмов и тел.) 2. Религиозное ([ представл-ий о мире и его происхожд., месте в нем чела, основ. на вере с всерхъестественн. Силу и суш. Духов – высшего (совершенного небесного), низшего (несовершенного земного)). .3 Повседневно-обыденное ([ представл-ий о природной и соц. реальности, о самом челе, нормах и эталонах его поведения и деятельности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в разлю сферах жизнидеятельн.) 4. Философское (си-ма рационально обоснованных представл. о мире, месте в нем чела, направленности, принципах и целях его деятельности) 5. Научно-фил-ое (си-ма представл. о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем чела, кот. строится на основе фил-ого осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказ. активн. влияние на ее разв-ие)
В структуре мировоззрения 3 основные компонента: 1. Познавательная – представление о происхожд., строении и законах развития реальности. Это эл-ты научной картины мира, естественно-научных законов, теорий и гипотез астрономии, астрофизики, механики, биологии и др., а также фрагменты представл. о мироздании, выработанне в рамках худ-эстетического освоения действительности.2. Ценностноя – сод. ряд хара-к, выр. значимость явлений дествительн. для чела, также предлагаемый ему набор спецефич. отношений к явлениям природной реальности и другим людям. 3. Деятельностно-поведенческая – [ предпис. челу правил, норм, принципов, эталонов поведения и деятельности.
Мироощущение – относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоционально-психологических механизмах. Посредством последних окруж действит может восприниматься челом как гармоничная или неупорядочноя, прекрасная или безобразная, устойчивая или чрезмерно изменчивая и т.д.
Миропонимание – способ восприятия реальности, основанный на интеллектуальных способностях чела. Они обеспечивают более детальное и адекватное представление о реальности, воспроизводящее мир как бы независимым от чела, мир в его собств харак-ках, в отл от мироощущ, кот дает его картину, явно окрашенную субъективными потребностями, интересами, установками и изменчивыми настроениями чела.
3.ф-я др.Востока.ФДВ на протяжении неск.тысяче-летий м.б.приурочена к 3м центрам:древнеинд-ая, древнекит.цивилизации и древ.цивилизация Ср. Вост.ФДВ развилась из мифолог.сюжетов этих цивилизаций.Причины возникновения:1.соц.-экон. (переход от меди к железу)2.товарно-ден.отн-я. 3.ослабление родоплеменных связей.4.1ое гос-во.5. дух.жизнь.В Инд.пр-сс зарождения ф-и наз-ся"эпохой брожения умов".Ф.возникает в Инд.как критика брах-манизма.Инд.ф-я мысль–древн.в мире.Осн.школы: джайнизм(позн-е мира),буддизм(попытка осознать дух.и телесное),адживика(фатально-натуралистичес-кое уче).Её история начин.с Вед(“ведение, зн-е”),воз-никших,где-то м/д 1-2 тысячилетиями до н.э.Веды-1ые свящ.книги др.Инд.,рез-том дальнейшей разраб-и канонов уч-я стали Брахманы(ритуальные тексты), араньяки("лесные книги для отшельников"),упани-шады("зн-я полученные у ног учителя".Собствен-но полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах,но 1ые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов.По форме Упанишады обычно пред-ют диалог мудреца-учителя с учеником,либо с челом ищущим истину.Среди мн.?? о природе,челе и позн-и в Упанишадах доминирует пр-ма первопричи-ны,первоначала бытия,с пом-ю к-ого объясняется происхожд-е всех явлений природы и чела.Центр.?в т-и позн-я Упанишад-разделение зн-я на 2вида:низшее и высшее.1-ое зн-е-это зн-е эмпирической дей-сти,к-ое счит.з-ем отрывочным, фрагментар-ным=>неис-тинным.2ое зн-е–зн-е дух.абсолюта,кот.рассм-ся как вос-приятие бытия в его целостности и гл.ср-вом при-обретением к-ого служит мистич.интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего–эпического периода явл.обширная эпическая поэма“Махабхарат”,кот.сос-тоит из 18 книг,повествующих о борьбе за власть м/д 2я родами.Особо важн.роль в становлении ф.сыграла матема(в неск-о меньшей степени астрономия).Мате-ма в др.Инд.,особенно такие ее разделы,как арифметика,алгебра,достигла очень боль.рез-ов(дос-таточно указать на появл-е здесь позиционной системы счиления и введения нуля).Для древнеинд. школы хар-ны:1.внимание к ??поиска сущ-ти чел.и окруж.мира.2.призн-е тождества м/д микро- и макро-космосом.3.призн-е сущ-ния 4-х уровней бытия: телесный,уровень сост. из жизн.я,уровень состоящий из созн-я.обобщающее в себе все 3и уровня-"атман".Буддизм–зародился в Инд.в 6-5вв.до н.э., ви-дит освобождение от страданий на пути нравств.со-вершенствования,удаления от мира и достижения путем особых дух.медитаций и физ.упражнений состояния нирваны.В 1ых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.В Китае пр-сс зарождения ф-и наз”эпохой борющихся царств”.Зна-менитые древнекит.ф-фы:Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось след.школы:конфуцианство, моизм, легизм,даосизм,инь янь.Для др.Кит.хар-на опо-ра на свящ.книги-“пятикнижие”.Уже в наиболее ранней из книг упоминается 2 принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют 2 взаимодополняющие начала(муж. и жен.).Лао-дзы учил,что каждая вещь,достигнув опред.степени развития, превращается в свою противоположность:неполное-полным,кривое–пря-мым).Эта смена протиположностей рассма-сь как всеобщая закономерность движения вещей,как единый поток,как вечное возникновение и исчезновение.Осн.школы:конфуцианство и даосизм.