Скульптура избавилась от романской скованности, ожила, наполнилась движением, но главное – воплотила представления о собственной красоте человека. На портале Реймского собора в изысканном поклоне, словно паж перед светской дамой, склоняется ангел перед своей прекрасной госпожой Марией. Так в недрах готики родились новые ростки интереса к человеку и к миру, в котором он живет.
Возможно, самое важное из всех изменений, которые являет нам средневековое искусство, - это то, которое породило – вместе с реализмом – новый взгляд на мир, новую систему ценностей. Этот взгляд задерживался теперь на видимом, на мире, даваемом в ощущениях, вместо того, чтобы быть лишь простым символом скрытой реальности. Этот мир обретал ценность сам по себе, становился объектом непосредственного восхищения. В готическом искусстве цветы стали настоящими цветами, человеческие черты стали чертами индивидуальными, пропорции стали определяться естественными соотношениями, а не символическими значениями.
Средневековый словарь чрезвычайно богат выражениями, обозначающими бесчисленные формы лжи и бессчетные разновидности лжецов. Даже среди пророков встречались лжепророки, а чудеса иногда оказывались фальшивыми.
Первая видимость – это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю. Однако идеал воинственности в такой же степени прославлял тело, в какой христианский идеал его принижал. Юные герои поэм о героических деяниях белокожи и кудрявы. Они атлетически сложены. Жизнь все время от рыцаря требовала физических сил на охоте, на войне, на турнире. Карл Великий получал удовольствие, купаясь нагим вместе со своими приближенными в бассейне дворца в Аахене. Даже мертвое тело являлось объектом тщательного ухода.
В готических статуях точнее, чем в романских, передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в их позах больше движения.
В XIV веке средневековая культура сначала в Италии, а позже и в других странах уступает место новой культуре – культуре Возрождения.
Возникновение новой культуры было связано с расцветом итальянских городов. Большинство горожан были не только грамотными, но и хорошо образованными. В городах было открыто много школ на средства городских советов. Горожане , особенно богатые, по – новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов они стремились нажить богатство прежде всего не грабежом на войне и захватами земель, а торговлей, денежным делом и производством товаров. Городские богачи были деятельны и предприимчивы. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает». Внимание деятелей новой культуры привлекали прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от латинского слова «гоманус» - человеческий). Отказ от радостей жизни, внушаемый религией, сменился живым интересом к миру. Писатели – гуманисты воспевали природу, восхищались ее красотой. Живописцы стали изображать людей на фоне пейзажа.
4) Библиографический список.
1. А.И. Лысенко Культурология часть1 «теория культуры» учебное пособие. Новосибирск – 1997.
2. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии. – М., 2000.
3. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. – М., 1979.
4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир. – М., 1990.
6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейская искусство. – М., 2000.
7. Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культу-ры. - Л., 1989.