Знание противоречий углубляет понимание морали, попытка отказа от одной из сторон антиномии ведет к упрощению проблемы и односторонности.
- Моральные требования и ценности, обращенные к человеку, имеют объективное значение и происхождение, ибо они не могут зависеть от чьих-либо симпатий и антипатий. Однако человек обладает свободой воли и сам определяет свои ценности, нормы и поведение. Поэтому мораль не может выступать для него как объективная, навязанная извне. Для каждого человека его моральные взгляды - это его свободно избранные взгляды. Таким образом моральный закон и субъективен, и в то же время объективен. Признание только субъективной стороны неизменно ведет к мысли, что сколько людей, столько и мнений, и все относительно и никакой объективной, правильной оценки поведения не может быть. Признание только объективной – ведет к тому, что поведение не есть результат собственного выбора, а навязано чужой волей, и в таком случае человек не ответственен за зло в мире.
- Моральный закон безличен, он формулируется так, что исходит как бы ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Его автором не являются ни социальные группы, ни конкретное общество. Попытки приписать авторство классам, обществу приводило к тому, что в морали выражались классовые или общественные интересы. Это всегда вело к деградации, ибо ни одна социальная общность не может претендовать на замещение общечеловеческого.
- Мораль предстает перед человеком как нечто объективно всеобщее, единое везде и всегда, не зависящее от изменчивых и преходящих условий и авторитетное для всех людей, то есть как нечто абсолютное. В то же время практика показывает, что абсолютность нравственных норм применительно к жизни не выполнима. Быть честным, не убивать, не красть - норма. Однако быть честным перед врагом - предательство. За убийство на войне поощряют, красть чужие секреты - профессия разведчика.
- Требования морали выступают как предстоящая перед человеческой волей необходимость. Подчинение этой необходимости не может быть моральным, ибо доброта, честность, и порядочность по принуждению невозможны. С другой стороны, поведение в соответствии с моральными требованиями обязательно предполагает принуждение, без которого поведение детерминируется естественной склонностью или его заинтересованностью, но не моралью. Моральное поведение предполагает наличие именно моральной мотивации, включающей добровольное самополагание воли и автономию духа. Мораль оказывается во всех случаях и объективной необходимостью, и областью принуждения, и сферой субъективной свободы.
- Опираясь на представление о чувственно-эмоциональном и рациональном уровне мотивации человеческого поведения, можно отметить, что мораль, с одних позиций, связывается исключительно со способностями разума и противопоставляется стихии эгоистических чувств и страстей. Человек как существо сознательное только посредством разума может адекватно осознавать свое моральное предназначение, в то время как существо чувствующее и стремящееся, он приближается якобы к животному способу бытия и оказывался чужд морали. Но, с других позиций, только даваемая чувствами непосредственность переживания своего бытия представляется единственным источником бескорыстных поступков, продиктованных именно чувствами сострадания, милосердия, человечности, в то время как расчетливая осмотрительность оказывается чужда морали.
- Близкой к этой антиномии являются представления о морали, с одной стороны, как о чем-то бескорыстном, благородном и возвышенном, чуждом утилитарным интересам и целям, а с другой — обязательно служащей цели и приносящей пользу людям.
Таким образом, можно констатировать, что область морали объединяет огромное множество разнородных явлений и представляет собой некое единство противоположных определений — она и естественна, и сверхъестественна, и объективна, и субъективна, и сфера необходимости, и область свободы, и абсолютна, и относительна, и разумна, и неразумна, и целесообразна, и бескорыстна, самодостаточна.
Наличие противоречий в морали усложняет нравственную жизнь, делает более трудным нравственный выбор. Однако в каждой моральной ситуации человеку приходится делать выбор, поскольку важнейшей характеристикой его бытия является свобода. Человек, в отличие от животных, не запрограммирован на определенное поведение. Он свободен в выборе целей и ценностей. Свобода – одна из общечеловеческих ценностей, отражающая неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Свобода - это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей.
Свобода является условием существования морали, поскольку в морали не действуют никакие другие причины, кроме свободной причинности. Человек сам определяет, как он будет поступать, и на его решение не могут повлиять никакие внешние причины - ни обстоятельства, ни общественные мнение, ни угроза наказания или даже жизни.
Представляет интерес обращение в контексте осмысления нравственности и культуры к негативным архетипам человеческого поведения: нарциссизму, агрессивности, лицемерию.
Нарциссизм — форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих физических, интеллектуальных данных и творческих возможностей. По древнегреческой мифологии Нарциссу с детства была уготована долгая жизнь, если он никогда не увидит своего лица. Однажды он заглянул в воду и, увидев свое отражение, влюбился в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок. Имя Нарцисса стало нарицательным.
Агрессивность - поведение и действие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия — реакция на негативные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это — устойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.
Лицемерие — отрицательное моральное качество, суть которого состоит в том, что заведомо безнравственное действие, совершаемое в эгоистических целях, по низменным мотивам, трактуется как моральное. Лицемерие порождает вероломство, клевету, хамство.
3. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность. Всеобщие законы нравственной жизни, преломляясь через конкретно-исторические условия, национальные, классовые, групповые различия, порождают многообразие нравов. Однако в этом многообразии можно выделить и общие тенденции, которые характерны для той или иной эпохи. В XX веке усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика, политика, торговля, средства коммуникации настолько прочно связали все части света между собой, что народы все в большей мере осознает свое единство. У человечества единая моральная история и каждый народ вносит свой вклад в общее нравственное развитие.
У всех народов одинаково устроено моральное сознание, все пользуемся одними и теми же понятиями добра, чести, долга. Одинаковы переживания стыда и вины, муки совести и раскаяния. Общечеловечен в морали способ мышления, стиль рассуждения, "золотое правило нравственности". Наконец, есть ряд общечеловеческих норм и представлений. Для всех очевидны ценность сострадания, вежливости, великодушия, всегда актуальна забота здоровых, старших и сильных о больных, младших и слабых. Все народы сформулировали заповеди; "не убий", "не укради", 'не прелюбодействуй", "не лги". Содержание их со временем обретает все более глубокий смысл. Современные представления о достойной человека жизни сформулированы во Всеобщей декларации прав человека.
Коренная гуманизация всего общественного миропорядка в конце XX века стала тенденцией. Человек и его жизнь провозглашены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека. Во многих странах отменена смертная казнь. Отвергается не только убийство, но и всякое насилие как таковое. Движение Неприсоединения к военным блокам, охватившее уже более ста государств, является серьезным фактором мировой политики. Весь мир включился в борьбу с терроризмом. Заповедь "не убий" приобретает глобальный смысл, формируется экологическая этика.
Сфера применения морали расширяется. Все чаще политика увязывается с применением нравственных критериев. Декларирован такой подход, при котором отвергаются (или хотя бы осуждаются) политически выгодные, но безнравственные решения. Человеколюбивая политика провозглашается и в качестве более целесообразной. Идет речь о справедливом экономическом порядке в мире, т.е. о распространении нравственных представлений на сферу производства и обмена. В целом, если люди и не стали строже соблюдать нормы морали, то они все более остро реагируют на их нарушение.
Ряд нравственных проблем обусловлен научно-технической революцией. НТР привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители вполне резонно отмечают, что естественные науки не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. В начале века С.Н. Булгаков писал, что перед последними вопросами жизни и смерти, добра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде. «Наука не решает вопрос о ценностях», - утверждал Б.Рассел. Если свести жизнь человека к познанию мира, то обедняется эмоциональная сфера личности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфере определения ценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостаточно. Исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.