Смекни!
smekni.com

Культура как специфический человеческий мир общая характеристика (стр. 17 из 23)

Научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, но она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь че­ловека. Точно так же следует признать, что достижения НТР могут использоваться как во имя добра, так и зла.

НТР имеет как положительные, так и отрицательные следствия. Совершенствование про­изводства ведет к освобождению человека от монотон­ного и отупляющего труда. Развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровня его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к произведениям искусств, последним достижениям науки и т.д. Сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др. Именно в последние десятилетия появились такие направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигу­манных целях.

Следует отметить и то обстоятельство, что современная высокопроизводительная техника и технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, химических заводах, транспорте и т.д.). Можно сказать, что на­учно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности различных предприятий.

Однако современный научно-технический прогресс создает и не­малые трудности для полноценной нравственной жизни. Об этом го­ворил еще Ж.Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в XX веке. Материальное производство ныне способно удовлетво­рить самые прихотливые потребности. При этом производ­ство и потребление образуют замкнутый самодостаточный круг без цели и смысла. Чисто потребительская установка снижает осмысленность человеческой жизни, ее творческую составляющую. Стереотип общества "всеобщего бла­годенствия" уже осознан Западом как тупик. Человечество ищет новую, достойную самого себя моральную ориента­цию. Техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарно­го, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышления, которое не очень обеспокоено высши­ми ценностями, смысложизненными вопросами. Именно научно-техническая революция привела к появлению многих глобальных проблем современности (экологическая, угроза термо­ядерной войны, демографическая и др.). Нередко человек живет в предчувствии неизбежного конца. Подобные настроения негативно сказываются на психическом здоровье, приводят к различным срывам, немотивированным поступкам. Аналогичное же действие оказывает и резкое ускорение темпа жизни, распространение поверхностного общения и появление самого страшного вида одиночества - оди­ночества в толпе, в крупных городах.

Таким образом, современная научно-техническая революция лиш­ний раз демонстрирует как всю сложность, противоречивость нравствен­ной жизни человеческой личности, так и то, что без веры в нравствен­ный прогресс, в светлое будущее, в высокие идеалы индивиду и человечеству в целом просто не выжить. Как писал Вл. Соловьев, безусловное значение человека основано «на лежащей в его разуме и воле возможности бесконеч­ного совершенствования» (Соч.: В 2 т. – М., 1988. Т. 1. С. 423).

4. Выделяют два вида поведения – вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение - это вы­сказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведе­ние, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми. Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человечес­кое существование. Можно привести великое множество мудрых изрече­ний, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, о языке и его роли в культуре.

Реальное поведение — это практические дейст­вия, поступки, совершаемые в соответствии с определен­ными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нрав­ственного поведения, что свидетельствует о высокой нрав­ственной культуре личности. При сопоставле­нии поведения какого-либо человека с принятыми нор­мами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», девиантном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его по­ступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно су­дить о поступках, реальном поведении человека по отно­шению к окружающей его действительности, и, прежде всего, к другим людям, к самому себе. Культура поведения раскрывается и в том, как чело­век способен разобраться в самом себе, оценить свои по­ступки и их мотивы.

Различают «культур­ное поведение человека» и «поведение культурного че­ловека». Культурное поведение — это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и ко­торых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим и культурное поведение пред­полагает правильное и красивое поведение за столом, веж­ливое и предупредительное отношение к старшим, жен­щинам, умение держать себя в обществе, соблюдение норм профессиональ­ной этики и т. п.

Правила поведения могут со временем меняться, вмес­те с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регули­рующий внешние проявления человеческих взаимоотно­шений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые при­обретают характер более или менее строго регламентиро­ванного церемониала и в соблюдении которых имеет осо­бое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных об­ществ, где он сводился к строго канонизированному ри­туалу), становится более свободным и естественным, при­обретает смысл повседневного благожелательного и ува­жительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь по­стольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В этом случае любые поступки и мотивы челове­ческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или без­образное, с другой, — как добро или зло. Главное здесь — именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека — это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть — поведение культурного человека. В данном слу­чае акцент делается на человеке — каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о куль­турном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, приня­тых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеж­дение, вылилось в нравственное чувство. Критерием куль­турности, воспитанности выступает соотнесение поступ­ка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая фор­мируется в процессе общения человека с природой, в тру­довой деятельности, в межличностных контактах. Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личнос­ти. Каждый из этих элементов непосредственно вопло­щается в профессиональной этике. В данном случае име­ют в виду, как правило, специфические требования нрав­ственности, связанные с особенностями различных про­фессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-пер­вых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, за­нятыми в какой-либо одной сфере профессиональной де­ятельности, во-вторых, определенные способы обосно­вания этих кодексов, толкование культурно-гуманисти­ческого назначения той или иной профессии.

Доброта, справедливость, уважительное отношение к ближнему, не существуют сами по себе, в «чистом» виде, а воплощаются в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной. Существуют целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.