Значительным художественным явлением последней трети XIX века стал символизм. Отметим, что уже к середине века с распадом романтизма в европейской культуре определяющим становится децентрализованный тип художественной культуры, который характеризуется разнообразием стилей, художественных направлений.
Для символизма, возникшем в системе романтизма, характерно стремление к выражению художественного содержания посредством символа, поиск скрытых реальностей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Обращение к символам - одно из древних свойств человеческой культуры. Оно было присуще древним мифологиям, религиям, архаическому и средневековому искусству. Как самостоятельное направление в европейском искусстве появилось в 70-е годы во Франции, проявившись особенно заметно в поэзии. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение кризис общества, жизни, мысли, мироощущение эстетизма, отстаивавшего идею самоценности искусства, и декадентства (от лат. – упадок). Сами поэты (С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо) объявляли себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, его «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике, рациональному мышлению. В России его представляли: в поэзии - В. Брюсов, А. Белый, В. Иванов, А. Блок, в живописи - М. Врубель, в музыке - А. Скрябин. В ряде стран он продолжал развиваться вплоть до первой мировой войны.
В XX веке в науке, технике, философии, во всей жизни общества происходят коренные перемены. Резко меняется и язык искусства.
Уже в начале XX века европейское искусство стало приобретать новые черты. Одним из первых их попытался проанализировать Н.А. Бердяев, который писал: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам» (Бердяев Н.А. Кризис искусства. - М., 1918, С.3).
Разнообразные течения модернизма, как стали называть все проявления «нового» искусства, формировались в условиях острых, кризисных ситуаций, столь характерных для жизни общества и его культуры с XX века. Войны и революции, крушение империй, тоталитарных режимов, новые типы культуры, рождаемые технократической цивилизацией, резкое обострение социальных противоречий и, как следствие, разрушение традиционных связей между людьми, ощущение зыбкости почвы бытия, разочарование в прошлом и настоящем, неуверенность в будущем, отказ от традиционных ценностей культуры - вот эти процессы вполне закономерно порождали потребность в формировании новой художественной картины мира. И в искусстве модернизма и авангардизма ситуация «распада времени» находила свое естественное выражение.
В основе эстетики модернизма лежит представление об абсурдности бытия и необходимость выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами. Для модернизма характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыв с установившимися принципами и традициями, поиск новых, необычайных средств выражения формы и содержания произведений.
Модернизм во многом объединяет различные эстетические направления: футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др. По основным параметрам, характерным для любого направления - по творческому методу, определяющему принципы отбора жизненных явлений, пути их творческой интерпретации, по системам средств выразительности, по стилевым течениям - модернизм противостоит реализму. Так, кубизм, возникший в первой четверти XX века, выдвинул главной целью искусства формальные эксперименты. Ему свойственно разложение сложных форм на простые (куб, конус, цилиндр) и реконструирование их на плоскости. Результатом такого конструирования явилась деформация образов реального мира. Родоначальником кубизма считается П. Пикассо (1881-1973). Другое течение модернизма - сюрреализм (сверхреализм) провозглашает источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом - разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм не отказывается от изображения объективного мира, но представляет его лишенным смысла. Главной чертой его стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность (С. Дали).
Наиболее радикально порывает с принципами реалистического искусства абстракционизм - течение, возникшее в 1910-х годах и широко распространившееся в 40-е годы XX столетия. Художники этого направления отрицают всякую изобразительность и отказываются от изображения предметного мира, поэтому абстракционизм называют беспредметничеством (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Делоне др.).
Анализируя модернистское искусство XX века, любопытную гипотезу о самом общем законе развития мирового искусства выдвинул известный испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Согласно ему, искусство вслед за философией меняется в зависимости от изменений точки зрения художников на окружающий мир - от вещественно-конкретного, объективного видения и художественного воспроизведения мира через его субъективное восприятие и изображение к господству чистых идей и абстракций как в восприятии, так и в творчестве. Иначе говоря, это движение от реализма, понимаемого как предельная верность натуре через импрессионизм как передачу лишь ощущений о ней, к современной, все более абстрактной живописи (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991).
4. В 70-е годы на Западе возникла культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Границы постмодернизма шире определенного направления в искусстве. Он представляет собой движение, охватившее различные сферы жизни и культуры.
Постмодернизм, как полагают исследователи современной культуры, порожден усталостью современного общества, его разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, легших в основу европейской культуры, с их верой в торжество разума, в безграничные возможности человека, в победу принципов гуманизма и социальной справедливости.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления, где нет четко выраженной социально-классовой структуры, где уровень потребления, главным образом материального, выступает основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.
Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Подобное положение во многом объясняется фактическим отсутствием в современной идеологии устойчивого внутреннего ядра, каким в античности выступала мифология, в средневековье – религия, в новое и новейшее время - сначала философия, потом - наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен (разве что, мода заняла это место), усложнив человеку проблему ориентирования в мире.
В обращении к культуре постмодернизмом выдвинута своя методология, основные принципы которой - плюрализм и релятивизм. Для культуры постмодернизма характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии ценностей и противопоставления фундаментальных понятий: добро - зло, истина - заблуждение и т.д. Постмодернистское сознание компилятивно, неопределенно, неустойчиво. Этим объясняется сближение в постмодернизме элитарной и массовой культуры.
В искусстве авангардистским установкам на новизну постмодернизм противопоставил стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм - это эстетика эклектизма и полистилизма. Полистилизм предполагает активное взаимодействие различных художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться, казалось бы, вообще не соединимые вещи: бытовая достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высокоинтеллектуальные и низменные коммерческие жанры.
Характерные для постмодернизма художественные приемы - это цитатничество, пародирование более ранних явлений искусства, коллаж, иронизм, произвольный набор изобразительных средств, сочетание классических канонов с экспериментом, смешение различных стилевых черт в одном произведении. Так, например, в романе Ульберто Эко «Имя Розы» сугубо интеллектуальное повествование о жизни средневекового монастыря переплетается с крутой детективной интригой. И такая стилевая многозначность, ироническая игра с читателем, интеллектуальная насыщенность характерны для многих произведений постмодернизма.
В целом, как отмечают многие исследователи, постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей современности эпохи. Что касается положительного вклада, то его пока сложно однозначно оценить. Но главное в этом смысле то, что постмодернизм реализовал, хотя бы отчасти, потребность в диалоге как способе существования современной культуры - диалоге прошлого и настоящего, диалоге философских, научных и художественных систем, диалоге Запада и Востока.