Смекни!
smekni.com

Геленджик в советское время (стр. 4 из 4)

Южнее Кабардинки лежит небольшое село Марьина Роща. Здесь в годы Великой Отечественной войны располагался штаб 18-й десантной армии, командующим которой был генерал-лейтенант К. Н. Леселидзе, а начальником политотдела — полковник Л. И. Брежнев, будущий генеральный секретарь ЦК КПСС.

В послевоенные годы в Кабардинке начались восстановительные работы. В результате обстрелов и бомбежек в поселке почти не осталось целых домов. Поселок восстанавливался медленно и в начале 50-х годов оставался самым отстающим в районе. До 1960 года его жители пользовались керосиновыми лампами, газопровод провели сюда только в конце 70-х годов.

В 1960 году по решению Совета министров РСФСР Кабардинку решено было развивать как детский климатологический курорт.

В настоящее время около 40 здравниц Кабардинки готовы принять гостей. Самой крупной среди них является пятизвездочный отель «Надежда». Большая часть санаториев, баз отдыха и оздоровительных комплексов принимают детей и подростков, подтверждая репутацию Кабардинки как «детской республики».

В последние годы в Кабардинке усилиями местных властей была реконструирована набережная, получили свое развитие социальные программы, культурная жизнь стала яркой и насыщенной. Здесь проводятся крупные фестивали, карнавалы и концерты. Начался бурный рост частных гостиниц. Отдых в Кабардинке стал престижным и доступным.

Курортный поселок Джанхот
Если среди многочисленных экскурсий в Геленджике Вам предложат совершить поездку в Джанхот и Прасковеевку, непременно соглашайтесь! В этом случае Вы получите возможность посетить удивительные по красоте места и узнать много интересного о богатой истории этого великолепного уголка Геленджикского района.
Лежащий на берегу моря хутор Джанхот и его ближайшие окрестности уникальны по своим ландшафтным характеристикам. Здесь Вы найдете достаточное количество памятников археологии, истории, архитектуры и природы.
Люди здесь, как и на всем побережье, жили еще в эпоху бронзы. В античное время эти места заселяли ахеи, а в раннее средневековье — зихи. Основным занятием тех и других были пиратство и работорговля. Название Джанхот, как гласит предание, появилось много позже, и было связано с именем черкесского князя (узденя) по имени Джанхот. Славу и известность среду шапсугов, натухайцев и других горских племен ему принесло удивительно редкое даже среди радушных кавказцев гостеприимство. К его дворянской сакле примыкала «кунацкая», двери которой всегда были открыты для любого гостя. У радушного и приветливого хозяина гостей обычно было много, и жили они у Джанхота иногда по несколько месяцев. Известен Джанхот был и тем, что давал убежище горцам, бежавшим из своих аулов от кровной мести, и они могли жить у него в относительной безопасности по обеим сторонам стремительной реки Хотецай («Бешеная собака»).
Лингвисты считают, что, поскольку само слово «джанхъот» в переводе означает «рожденный в рубашке» («счастливчик», «баловень судьбы»), называние могло закрепиться не только в память о князе Джанхоте, но и благодаря тем многочисленным «кровникам», которые скрывались у него.
После завершения Кавказской войны горцев отсюда выселили в Турцию, аул обезлюдел и снова стал заселяться только в середине 70-х XIX века. Через 10 лет Джанхот состоялся как курорт. Его основателями стали браться Ф. А. и К. С. Щербины. Выкупив этот участок еще в 70-е годы, наиболее деятельный и практичный из братьев Ф. А. Щербина (впоследствии краевед Кубани, историк и депутат Государственной думы) решил, следуя традициям того времени, дать своему имению поэтическое называние. Выбор пал на «Джанхот», после чего и весь небольшой поселок стал называться так же.
По совету Щербины в 1898 году в Джанхот с целью строительства дачи для больного туберкулезом брата Иллариона приехал известный русский писатель-гуманист В. Г. Короленко. Живописные склоны гор в окрестностях Джанхота Короленко назвал «корзиной с зеленью». Сосновый бор, чистый морской воздух и особая притягательная сила это заброшенного уголка дивной природы предопределили решение Короленко. Он счел нужным купить участок и сам набросал чертежи будущей дачи в два этажа с верандой и ажурными резными балконами. Вернувшись из поездки, Владимир Галактионович в письме жене писал: «…Щербина понемногу подбирает компанию порядочных людей, и скоро здесь будет целое общество».
Вскоре дача была построена, и началось ее обустройство. Брат писателя жил тут постоянно, а В. Г. Короленко с семьей приезжал почти каждый год, стараясь максимально облагородить облик имения. Так в начале XX века он привез из Черкасской опытной станции саженцы ныне широко известного сорта яблони «Ренет Симиренко». Этот сорт и сегодня вместе с другими сортами яблонь и груш («Ренет Шампанский», «Джонатан», «Делишес», «Кюре», «Бере-Боск», «Любимица Клаппа» и др.) составляет основу местных садов и агропромышленных предприятий.
Деревья в усадьбе Короленко высаживали по продуманной схеме и заботливо стригли. Рядом с дачей, в 50 метрах от нее, растет 20-ти метровый красавец ливанский кедр. Его посадил брат В. Г. Короленко — Илларион. Дерево обнесено оградой и является редчайшим экземпляром флоры Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья в районе Геленджика. Это один из самых известных и почитаемых «патриархов» парковой зоны Джанхота.
На даче В. Г. Короленко плодотворно работал, здесь он вел переписку, писал рассказы и очерки.
В 1915 году брат Илларион умер, его похоронили рядом с дачей. После этого В. Г. Короленко больше в Джанхот не приезжал, но каждый раз с постоянной теплотой вспоминал об этом удивительно красивом месте. Данный материал взят с сайта «Мой Геленджик»
В 1964 году дача была восстановлена и в ней открылся музей писателя-гуманиста, ставший филиалом краеведческого музея г. Геленджика.
На Кубани до наших дней сохранилось всего около десяти усадебных комплексов. Два из них находятся в Джанхоте: это мемориальный дом-музей В. Г. Короленко и дачный комплекс Ф. А. Щербины.
Современный Джанхот — один из наиболее посещаемых курортных поселков Геленджикского района. Его уникальность состоит в том, что он расположен в самом центре заказника Джанхотский бор, площадь которого составляет 950 га. Это самый крупный массив пицундской сосны на планете, он в 4 раза превышает площадь известной рощи на мысе Пицунда. Средний возраст деревьев около ста лет.
Пицундская сосна, особенно в жаркие летние дни, выделяя душистые эфирные масла и фитонциды, придает воздуху хвойный аромат и особые целебные свойства. В такой роще, где смолистые капли сосны, растворяясь в воздухе, как волшебный коктейль, очищают легкие, нельзя не поверить в целебные силы Кавказской природы.
Необыкновенно красив в окрестностях Джанхота морской берег, на котором толпятся сосны-великаны. Высота обрывов здесь местами достигает 40-50 метров. Оранжево-рыжие стволы сосен, изумрудная зелень длинно-хвойных веток, голубизна неба, лазурь морской воды придают особую неповторимость местному ландшафту.
Наиболее романтически настроенные туристы спешат сюда к вечеру на свидание с незабываемым чудом. Солнце уже зависает над морем огненно-ярким желтком, тропинка, петляя в сосновом бору, выводит все ближе и ближе к морю. И вот, нашему взору открывается дивная панорама: мы стоим в нескольких шагах от крутого обрыва. Мелкие камешки, шурша, осыпаются по склону берега и летят вниз с обрыва, высота которого здесь доходит до 60 метров. Падения камней почти не слышно. Внизу под нами глубоко дышит море. Известковые флиши, покрытые коричневыми водорослями, уходят на глубину, а морская вода в этом месте окрашена в цвет медного купороса. Это одно из самых красивых мест Черноморского побережья — «Голубая бездна». Ее колдовское очарование может подолгу удерживать здесь туристов и путешественников.
В самом Джанхоте берег моря пологий и заключен в подкову небольшой, но очень живописной бухты. Пляж довольно широкий, его основу составляют песок и мелкая галька.