Казанский государственный университет им. Ульянова- Ленина
РЕФЕРАТ
Выполнила:
Порымова Ю. В
Казань, 2009
Ян ван Эйк
· Портрет четы Арнольфини
Картина написана в 1434 г. по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, по одной из версий, и является первым парным портретом в европейском искусстве. Другие версии ставят под вопрос существование супругов, или же доказывают их сходство с самим Я. ван Эйком и его женой. Композиция такова: молодые супруги находятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и причудливой моде того времени. Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны. Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность, и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие; туфли — на преданность супругов, их союз; щетка - знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно - мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был». Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале - сам Ян ван Эйк.
· Человек в красном тюрбане
Портрет датируется 1433 годом. Из-за его поздней находки в XVII веке, невозможно определить, кто конкретно на ней представлен.
Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября». На полотне - немолодой человек с проницательным взглядом и резкими чертами лица; темный фон контрастирует с цветом тюрбана, которые были весьма модными в Европе XV века. Есть мнение, что художник хорошо знал портретируемого и потому так точен в его изображении. Я. Эйк положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность.
· Мадонна канцлера Роллена
Около 1434 года картина была закончена. На ней представлена Мария с младенцем и известный деятель, добившийся высокого поста. На заднем плане можно видеть красивейший панорамный пейзаж, поражающий своей масштабностью: ландшафт с городскими строениями с арочными проемами и виднеющимися вдали рекой и горами. Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, как бы связывая их в свою очередь с божественным. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей. Так, за спиной канцлера Ролена, воплощающего светское начало, власть, ван Эйк поместил изображение жилых зданий, фоном для фигуры Мадонны служит вид церквей — символов веры. В то же время художник стремится передать не только внешние черты своих персонажей, но и то, что запрятано в глубине человеческой души. Т.к глядя на изображение Роллена, можно с уверенностью сказать: главные свойства его характера — жесткость, властность и цинизм.
Рогир ван дер Вейден
Евангелист Лука, рисующий Мадонну
Написана ок.1435-1440, действие происходит в открытой лоджии. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Сидение, схожее с троном, символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ, его лицо выражает спокойствие и умиротворенность. За спиной св. Луки, в просвете приоткрытой двери, виднеются бык и книга — традиционные атрибуты евангелиста. Пейзаж за окном аналогичен картине «Мадонна канцлера Роллена»: небольшой садик и город (возм. Брюссель). Около зубцов стены стоят, вероятно, Иоаким и Анна, родители Девы Марии. В основном, картина характеризуется изяществом линии, детальной проработкой лиц и рук, сдержанностью колорита.
Иероним Босх
Сад земных наслаждений
Датируется 1500—1510 годом, едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты. Картина достаточно гротескна, представляет мир безудержной фантазии, который пугающе убедителен благодаря почти обязательной передаче частностей. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай - вокруг нас». Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности.
Левая створка внутренней поверхности триптиха изображает Рай: сотворение Адама и Евы, зарождение из воды растений и животных. В центре композиции - источник жизни, из которого сотворенные Богом существа выбираются на сушу.
На центральной доске своего знаменитого и необычного по замыслу триптиха Босх изобразил разнообразные наслаждения жизни: кругом влюбленные пары; множество нагих мужчин и женщин поедают землянику, вишни, виноград, наслаждаются прохладой в водоемах; их окружают цветы, бабочки, и причудливые сооружения - четыре «Замка тщеславия».
Символы, используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников - от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин - это душа и тело человека, забывшего Бога; сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе; плоды винограда, граната, клубники; прозрачные сферы. Присутствуют и животные, почерпнутые из Библии и средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист, змея и множество других. Сова - вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, - это символ дьявола и смерти, как и все сухое - деревья, скелеты животных.
На правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь. «Музыкальный Ад» - она получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь как орудия пытки.
Эти произведения искусства резко отличаются от готического стиля почти фотографическим реализмом. Начало, положенное от раннего и зрелого итальянского Возрождения, вместе с местными традициями привёло к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка. Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. А её новизна заключалась в детализированном описании предметов и в их пластичности, которая достигалась и благодаря новой живописной технике - маслу.
Характерны для нидерландского искусства выражение органической связи человека и окружающей его среды, утверждение эстетического восприятия действительности. В изображении человека художников интересует сфера духовной жизни; они восторженно запечатлевают неисчерпаемое красочное богатство природы, ее материальное разнообразие, тонко чувствуют поэзию обыденного, незаметных, но близких человеку вещей, уютность обжитых интерьеров. В портрете, интерьере, пейзаже проявляются типичные для нидерландцев любовь к конкретности изображения, повествовательность, тонкость в передаче настроений.