Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в XV веке (кватроченто). В это время складывается множество территориальных школ, пролагающих пути реалистическому методу. Ведущим центром гуманистической культуры и реалистического искусства в это время является Флоренция. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись. Ее реформатором, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, был флорентинец Мазаччо (1401— 1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира.
Необычайной тонкости исполнения, очень сдержанных по колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппо Липпи (ок. 1406 — 1469), типичный представитель раннего Возрождения, сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячего художника. В нежных лиричных образах — «Мадонна с младенцем» (ок; 1452, Флоренция, галерея Питти), «Мадонна под вуалью (ок.;1465, Флоренция, Уффици) Липпи запечатлел трогательно—женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.
Самый замечательный художник позднего кватроченто — Сандро Боттичелли (1447—1510). Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна» (ок. 1478 г.) и «Рождение Венеры» (ок. 1484, обе — во Флоренции, в Уффици) — навеяны поэзией придворного поэта Медичи Полициано и поражают оригинальностью истолкования сюжетов и образов античных мифов, претворенных через глубоко личное поэтическое мироощущение.
Художники Возрождения стремились сделать картину «окном в мир»; для передачи глубины пространства они разработали так называемую линейную перспективу, а округлость объемов стали умело изображать с помощью светотени, особое значение имело изучение анатомии человека. Превыше всего начала почитаться красота человека. Однако церковь долгое время оставалась главным заказчиком, поэтому большая часть произведений все еще посвящена христианским сюжетам. Но рядом с ними в искусстве Возрождения появляются картины и статуи, вдохновленные античной мифологией.
Кроме этого, живописцы обратились к природе. Они учатся верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства.
Временем накопления этих навыков и знаний и стало раннее Возрождение. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями; преобладают чистые цвета. С наивным прилежанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами. Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, как ни странно, ее искания, ее искренность нередко трогает больше, чем достигшее совершенства искусство Высокого Возрождения.
Искусство чинквеченто, увенчавшее ренессансную культуру, было уже не локальным, а всемирным явлением. Хотя по времени культура кватроченто и чинквеченто непосредственно соприкасались, между ними было отчетливое различие. Кватроченто — это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение.
Чинквеченто — синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность раннего Ренессанса. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров, титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.
Они были во всем несходны между собой, хотя их судьбы имели много общего: все трое сформировались в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя и милости, и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто пересекались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения — Интеллект, Гармонию, Мощь. Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452 — 1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», ок. 1478), недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Св. Иероним» (Рим, Ватиканская Пинакотека).» Мадонна в гроте» (1483 — 1494, Париж, Лувр) Леонардо да Винчи — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи: Мария, Иоанн, Христос и ангел — приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.
В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная вечеря» исполненная в 1495 — 1497 гг. для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Из произведений последнего двадцатилетия жизни Леонардо, пожалуй, самое известное — «Мона Лиза» («Джоконда») (Париж, Лувр.). Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений —«Мадонну Коннетабиле» (ок. 1500, СПб, Эрмитаж) Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан).
Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Санцы делла Сеньятура, где размещены композиции «Диспута», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила» Важное место в его искусстве занимает образ Мадонны, и самым знаменитым его произведением стала «Сикстинская мадонна» (2515—1519, Дрезден, Картинная галерея). Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508 — 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира.
Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы.
3. Повседневная жизнь итальянца эпохи Возрождения: время и нравы.
Я. Буркхардт, характеризую положение человека в период Возрождения, писал: «…в Италии в это время потеряли значение различия в происхождении между людьми разных классов. Конечно, этому много способствовало то, что здесь впервые были познаны человек и человечество в их глубинной сути. Уже один этот итог Возрождения должен наполнить нас чувством благодарности к нему. Логическое понятие человечества имелось и раньше, однако именно Возрождение изведало, что это такое, на деле» [Буркхардт Я. , 1996.С. 306]. Действительно, как уже было показано в предыдущей главе, познание природы человека, как духовной, так и физической, было основной целью мыслителя и художника того периода, но как же обстояло дело с простыми людьми? Как изменение взглядов отразилось на повседневной жизни?
Прежде всего, изменился идеал физической красоты. Отказ от идеи тела как средоточия порока, как временного пристанища души, во многом определившего эстетические пристрастия средневековья, выразился в создании нового идеала красоты.
Э. Фукс, в книге «Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса» приводит следующие характеристики прекрасного мужчины и прекрасной женщины, взятые непосредственно из ренессансных источников: «В книге Дж. Б. Порта "Физиономия человека", появившейся в XVI в. во Франции, физическая внешность мужчины описывается следующим образом: "Вот ради чего мужчины от природы имеют крупный стан, широкие лица, немного загнутые брови, большие глаза, четырехугольный подбородок, толстые жилистые шеи, крепкие плечи и ребра, широкую грудь, впалый живот, костистые и выступающие бедра, жилистые крепкие ляжки и руки, твердые колени, крепкие голени, выступающие икры, стройные ноги, крупные, хорошо сложенные жилистые кисти рук, крупные, далеко друг от друга отстоящие лопатки, большие сильные спины, место между спиной и талией равноугольным и мясистым, костистую и крепкую талию, медленную походку, сильный и грубый голос и т. д. По своему характеру они великодушны, неустрашимы, справедливы, честны, простодушны и честолюбивы". Идеал красивой женщины Ариосто рисует в лице одной из героинь поэмы "Неистовый Роланд" следующими словами: "Шея ее бела как снег, горло подобно молоку, прекрасная шея кругла, грудь широка и пышна. Подобно тому как морские волны набегают и исчезают под легкой лаской ветерка, так волнуются ее груди. Угадать то, что скрыто под светлым платьем, не сумел бы взор самого Аргуса. Но каждый поймет, что оно так же прекрасно, как то, что видно. Прекрасная рука кончается белой кистью, точно выточенной из слоновой кости, продолговатой и узкой, на которой не выступает вперед ни одна жилка, ни одна косточка, как бы она ее ни повернула. Маленькая, круглая, изящная ножка завершает чудесную, полную величия фигуру. Сквозь густую ткань вуали сияет ее пышная ангельская красота"» [Фукс Э.,1993. С.120]. Как видно, эти описания далеки от тех почти бестелесных изображений средневековых красавцев и красавиц. Развитое, способное давать и получать удовольствие тело, таковы эстетические представления эпохи. Естественно, что культ тела порождал целый комплекс сопутствующих представлений. Как отмечали и Я. Буркхардт и Э. Фукс, нигде в это время так, как в Италии не был развит культ физической любви, нигде свобода нравов не достигала такого размаха.