Безусловно, традиционная семья оставалась основой общества, брак становилось все более похожим на деловое предприятие. Говоря о крестьянской семье, брак был необходимым условием выживанием в условии ведения, в общем, натурального хозяйства, когда каждая пара рук была на счету. То же можно сказать и жизни городского низшего и среднего класса. Однако отношение к браку как к священному союзу, заметно девальвировалось. Хорошо известно по многочисленным источникам, по «Декамерону» Дж. Боккаччо считал, например, что супружеская верность соблюдалась не слишком ревностно, а добрачные отношения между молодыми людьми не рассматривались как порочные. Если корни такого поведения уходят еще в Средние Века и связаны с важностью рождения наследника, вообще с продолжением рода, то средства, которые стали применяться в эпоху Возрождения для привлечения внимания лиц противоположного пола, изменились.
Прежде всего, радикально изменилась мода. Закрытые платья предыдущей эпохи, дававшие лишь намек на тело, которое они облекали, сменились откровенно сексуальными нарядами. Женская грудь, вызывавшая особое почитание и восторг мужчин, была максимально обнажена. Укоротилась и длина платья. Спрос порождал предложение, так производство чулок, перчаток принял в Италии почти промышленные масштабы, давая новые рабочие места горожанам, занимавшимся этим ремеслом. Забота о внешней красоте заставляла женщин пользоваться различными косметическим процедурами. Идеальным цветом волос считался очень светлый, светло-золотистый, так что женщины прибегали к различным ухищрениям – часто весьма и весьма сомнительным. Но там, где достичь внимания противоположного пола только уловками портних и искусным макияжем не удавалось, в игру вступали другие силы.
Ведовство, гадания, суеверие и колдовство, широко распространенные в Европе и в Средние Века, в эпоху Возрождения приобрели воистину грандиозный размах. Пьетро Аретино, перечисляя арсенал магических предметов, обычный для римской куртизанки, составляет огромный список, полный странных и отвратительных вещей [Буркхардт Я., 1996, 454]. А всеобщность явления может быть проиллюстрирована буллой Папы Сикста IV, который в 1474 году был вынужден осудить болонских кармелитов, открыто заявлявших, что в общении с демонами нет ничего дурного. Как известно, столь широкая востребованность ведьм и чародеев вызвала ответную реакцию уже довольно скоро – пламя костров Инквизиции долго полыхало по всей Европе в тщетной надежде вернуть паству обратно в церкви.
Народная религиозность, тем не менее, нисколько не страдала. Вера в Деву Марию, святых, чудеса была столь же сильна, сколь и вера в демонические силы. Однако люди более образованные, как правило, относились к церковным институтам с меньшим почтением. Вера и религиозность, т.е. уважение к внешним формам церкви в это время начинают расходится.
Интересным явлением религиозной жизни возрожденческой Италии было существование большого количества еретических или околоеретических движений, таких как движение Дольчина, богомильство и т.д. Смыкаясь с традицией нищенствующих орденов последователи этих учений буквально наводняли Италию, причем авторитет проповедника, часто обращавшегося с проповедью далекой, от официального «курса» Церкви был гораздо выше, чем у приходского священника.
Образ же священнослужителя в это время заметно диверсифицируется. С одной стороны, хорошо известен образ просвещенного прелата – кардинала, папы, папского легата – прекрасно образованного собирателя произведений искусств и эрудита, тонкого дипломата и стратега. С другой стороны, авторитет «рядового» священника, монаха или монахини резко упал. Трактаты Аретино прямо рисуют образ похотливого и одержимого извращенными страстями, не находящими естественного выхода. То же видим и у Данте, Бокаччо и т.д. Широко известен образ жизни папского двора, а история с эротическими набросками, которые Маркантонио Раймонди оставил на стенах папского дворца, может показаться невозможной.
Тем не менее, говорить о том, что идеалом Возрождения было разнузданное и бесстыдное потворство прихотям тела, нельзя. Такой интерес к плоти скорее диктовался мировоззренческой позицией человека этой эпохи, чем его порочной природой.
Жизнь итальянца была полна тревог и опасностей, к страшным неизлечимым болезням – чуме, холере, эпидемии которых уносили жизни тысяч людей, прибавился сифилис, последствия которого хорошо известны уже галантным дамам Аретино, опасавшимся «французки» не меньше, чем проказы.
Понимание того, что мгновение жизни коротко, а сама жизнь полна горестей, заставляла человека эпохи Возрождения ценить каждую секунду, каждый момент соприкосновения с прекрасным. Недаром именно в это время убранство домов становится воистину великолепным, не только богатым, но и радующим глаз. Именно поэтому, высоко ценятся знания и литературные, впрочем, как и музыкальные способности.
Прекрасные итальянки, как благородного происхождения, так и т.н. curtigiane onesti – прежде всего, прекрасно образованные и начитанные женщины, вполне независимые от мужей и поклонников и равные им по эрудиции и дарованиям.
Независимость от патрона – характерная черта придворного этой эпохи, вещь немыслимая для Средних веков.
Изменилось и отношение к понятию благородства – если раньше под благородным происхождением подразумевалась наследственная принадлежность к высшему сословию и богатство, в Возрождение трактует это качество как исключительно благоприобретенное. Только духовное развитие и личные качества дают человеку истинное благородство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги реферата, можно сделать следующие выводы. Эпоха Возрождения в Италии, не только событийно наполнена, но и прежде всего, богата теми находками и достижениями в области культуры и мысли, которые до сих пор являются питательной средой для развития современной мысли. Слава Возрождения в архитектуре, живописи и поэзии остается немеркнущей. Этот период в истории культуры породил истинных титанов, таких, как Леонардо, Микеланджело и Макиавелли. Возрождение воплотило в себе отказ от ограниченности средневековой культуры и открыло пути для развития человеческой личности. Труды мыслителей этой эпохи, таких как Лоренцо Валла, Пика дела Мирандола, Джаноццо Манетти и многих других заново открыли людям их человеческую природу. Человек и весь комплекс вопросов, связанных со смыслом, свойствами, характером, обликом и образом его жизни был основным мотивом и двигателем эпохи.
Изменения в отношении к личности отразились как в искусстве этого периода, так и в нравах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии, М., 1996.
Баткин Л. М. Данте и его время. М., 1965.
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.,1978.
Рассел Б. История западной философии. Т.1. Ростов-на- Дону, 1992.
Ревякина Н. В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо
Манетти// Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976
Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха возрождения. М., 1993