Что касается убеждения, то еще Аристотель замечал, что сильнейшее средство для этого заключается в личном благородстве оратора. П. Сергеич дает практические советы обвинителю, как достичь такого благородства: никогда не выказывайте личного раздражения против подсудимого, не упоминайте о неуместности снисхождения к подсудимому, никогда не острите, не позволяйте себе усмешки или улыбки; никогда не говорите, что вы уверены в виновности подсудимого. Закончить речь лучше всего так, как говорили древние греки: "Я сказал, что считал нужным, вы знаете дело, решайте". А вот советы защитнику: не позволяйте себе высказывать вашего личного убеждения в невиновности подсудимого, не предсказывайте оправдания, избегайте несправедливых придирок и нападок на потерпевших.
Внешность оратора и манера держаться порою не менее важны, чем содержание его речи, ибо они первыми обращают на себя внимание аудитории. Очень важно, чтобы это первое впечатление было благоприятным для оратора.
Но и при отсутствии особых внешних данных оратор может добиться успеха, компенсировав этот недостаток сильной аргументацией и верно избранным пафосом речи, логикой доказывания и уверенностью в себе.
Богатая эрудиция русских судебных ораторов. Для плодотворной и выдающейся деятельности нужна упорная, продолжительная работа над собой. Только тот оратор может рассчитывать на прочный успех и внимание общества, кто постоянно обогащает свой ум идеями... Приведу для примера только некоторые из занятий корифеев нашей русской адвокатуры. Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) был не только известным судебным деятелем, но и выдающимся искусствоведом, автором ряда трудов по западноевропейской гравюре и народному лубку. Он был избран почетным членом Академии наук и Академии художеств, а средства, оставшиеся после его смерти, были завещаны им на содержание народных школ и премии за лучшее иллюстрированное издание для народа. В.Д. Спасович - юрист, литератор, ученый, общественный деятель - читал лекции по праву, издавал книги и учебники, писал статьи о русской и западноевропейской литературе, участвовал в работе Шекспировского кружка, был избран членом психиатрического общества. Он оставил десять томов печатных трудов по разным отраслям знания. К.К. Арсеньев - либеральный публицист, юрист, общественный деятель, автор статей в журналах и заметок в "Энциклопедическом словаре". Л.А. Боровиковский - юрист и литератор, С.А. Андреевский - юрист, поэт и литературный критик, А.Ф. Кони - общественный деятель, преподаватель, публицист и литератор. В.М. Пржевальский заведовал редакцией "Юридического вестника", плодотворно работал в Московской городской Думе. Князь А.И. Урусов увлекался театром и театральной критикой, коллекционировал предметы искусства, отлично владел несколькими языками, особенно французским, и даже успешно выступал во французском суде в качестве защитника. С.А. Муромцев был профессором в области римского права, читал лекции (причем готовился к ним, как он сам говорил, 5 дней в неделю), был редактором и отчасти автором первого проекта русской Конституции, председателем I Государственной думы.
Авторитет оратора. В любом публичном выступлении говорящий выступает как официальное лицо, следовательно, его действия определяются определенными общественными условиями.
Большинство корифеев русского судебного красноречия прославились и на ниве общественной жизни. А.М. Унковский ратовал за крестьянскую реформу, был осужден и сослан, а в дальнейшем выступал ходатаем по земским делам. Авторитет его был столь велик, что когда он решил вступить в адвокатуру, писали, что он оказал ей честь и доверие своим вступлением, возвысив в обществе и в глазах суда нравственный престиж сословия. Он стремился участвовать в делах, сопряженных с общественным интересом: по нерадению чиновников в кредитном обществе, по делам общества взаимного поземельного кредита.
Ф.А. Волькенштейн снискал себе славу как защитник в политических процессах, но однажды ему пришлось произносить речь и в свою собственную защиту - в порядке объяснений подсудимого, подписавшего воззвание адвокатов против практики возбуждения дел по обвинению евреев в ритуальных убийствах. За оскорбление министра юстиции Щегловитова, усмотренное в этом воззвании, он в числе других адвокатов был приговорен к многомесячному заключению в тюрьме.
Пользовались заслуженным авторитетом и другие известные судебные ораторы.
Композиционная структура судебной речи обвинителя и защитника
Композиционная структура судебной речи состоит из:
- вступления;
- основной части;
- заключения.
Во вступлении оратор стремится достичь следующих целей:
1. Вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием;
2. Установить со слушателями психологический контакт, расположить к себе, завоевать доверие;
3. Психологически подготовить их к восприятию содержания главной части речи.
Как отмечал М. В. Ломоносов, "вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей или читателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно и прилежно оное слушали или читали"[4].
Композиционная структура основной части речи в обычном суде строится с учетом позиции государственного обвинителя или защитника по вопросам, которые в соответствии со ст.303 УПК РСФСР подлежат разрешению судом при постановлении приговора. Особенно важное значение имеет разработка следующих элементов основной части судебной речи:
1) изложение фактических обстоятельств совершения рассматриваемого деяния (фабулы дела);
2) анализ и оценка исследованных в суде доказательств и их источников;
3) разбор юридической стороны предъявленного обвинения;
4) характеристика личности подсудимого.
Композиционная структура основной части речи государственного обвинителя и защитника в суде присяжных в первой части судебных прений (после судебного следствия) строится с учетом вопросов, которые поставлены на разрешение коллегии присяжных заседателей (доказано ли, что совершено определенное деяние; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния; заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения).
В заключении основная целевая установка оратора направлена на то, чтобы окончательно убедить слушателей, сформировать у них внутреннее убеждение в правильности и справедливости позиции оратора, его доводов, доказательств.
Определение предмета и разработка конкретного содержания судебной речи по каждому ее элементу помогает государственному обвинителю и защитнику определиться что и как говорить в судебном процессе. При определении предмета речи в суде присяжных следует учитывать, что согласно ч.2 ст.447 УПК РСФСР стороны не могут упоминать обстоятельства, не подлежащие рассмотрению с участием присяжных заседателей. К этим обстоятельствам относятся:
· сведения о прежней судимости или признание в прошлом подсудимого рецидивистом;
· невменяемость или заболевание подсудимого психическим расстройством после совершения преступления;
· аргументы в пользу той или иной квалификации деяния, того или иного наказания; обоснование или опровержение заявленного гражданского иска.
Обвинитель и защитник должны тщательно готовиться к судебным прениям, обязаны готовить соответственно обвинительную или защитительную речи. В зависимости от своих способностей и ораторских умений и навыков прокурор и адвокат могут избрать следующие формы подготовки речей:
1) написание речи целиком;
2) составление письменных заметок;
3) подготовка тезисов выступления;
4) составление письменного плана;
5) составление мысленного плана и выступление экспромтом.
Основы искусства построения убедительной судебной речи обвинителя и защитника
Как отмечал А. Ф. Кони, "в основании судебного красноречия лежит необходимость доказывать и убеждать, иными словами, необходимость склонять слушателей к своему мнению"[5].