Введение.
Существует много различных определений понятия «цивилизация».
Под ней понимается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально – философской мысли понятие цивилизация было связано с теорией «общественного договора», в традициях которой, начиная с А. Фергюсона, цивилизацией обозначался этап человеческой истории, следующий за варварством. Триада «дикость-варварство-цивилизация» и поныне остается одной из предпочтительных концепций типа «европейская цивилизация», чем прочеркивается своеобразие региональных культур.
Сам термин «цивилизация» происходит от латинского сivilis (гражданский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с термином «культура».
Социальные преобразования и научные достижения ХХ в. внесли много нового в понимание цивилизации. Ее следует рассматривать как целостность экономической, социально – классовой, политической и духовных сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Взаимосвязь культуры и цивилизации представляется довольно запутанным вследствие того, что на уровне понятия они во многом перекрывают друг друга. В настоящее время вопрос о соподчинении этих понятий рассматривается, исходя из того, какие аспекты, стороны, грани культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает и экономическим фактором развития культуры, и сферой развития различных элементов материальной и духовной культуры (наука). А в ракурсе цивилизованного анализа тот же способ производства предстает материальной основой существования и развития той или иной цивилизации – локальной либо мировой. По мнению Н. Я. Бромлея «Когда мы говорим «цивилизация», мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим «культура», то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой»1.
Можно отметить, что, во-первых необходимо, следуя предложенной выше структуре культуры, учитывать еще и культуру человеческих отношений. Во-вторых, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличествующей в обществе культурой (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией).
____________________________________________________________
1Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур// Цивилизация. Вып.2 Под.ред.М.А. Барга. М., 1993г. с235
2
В современной литературе вопрос о соотношении культуры и цивилизации обретает еще один исследовательский аспект – как соотносятся между цивилизационный и формационный подходы к изучению общественной жизни, социокультурной деятельности человека. Одни авторы считают, что цивилизационный подход пришел на замену формационному, поскольку марксизм уже не может верно отражать реалии современной жизни. Другие считают правомерным их теоретический синтез, поскольку ни один из них не может исчерпывающим образом охватить все ее многообразие.
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том или ином этапе развития цивилизация представляет собой сочетание множества культур. Это должно быть учтено как при сопоставлении рассматриваемых подходов, так и при рассмотрении вопроса о соотношении культуры и цивилизации.
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизации:
1) древневосточные цивилизации (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия);
2) античная цивилизация;
3) средневековая цивилизация;
4) западноевропейская цивилизация;
5) современно восточные цивилизации;
6) славянская (в т.ч. русская) цивилизация.
Между этими историческими типами цивилизации можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.
Цивилизация Древнего Востока – один из периодов развития культуры, которое происходило с древнейших времен и до нашей эры. Этот этап играет важнейшую роль в становлении и развитии культуры народов Востока, основные моменты которого я берусь рассмотреть в работе.
3
Список литературы.
1.История Мировой Культуры (мировых цивилизаций)- под редакцией проф. Г.В. Драча 2007г.
2. Культурология (в вопросах и ответах) – К.И. Кирамов 2004г.
3.Основы теории и истории культуры Учебное пособие – под редакцией д.н.ф., проф. И.Ф. Кефели 1996г.
4.Культурология (третье издание переработанное и дополненное) –
Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин 2007г.
15
ТЕМА: «Культура древневосточных цивилизаций ».
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
1. Культура Древнего Египта.
2. Культура Древнего Китая.
Заключение.
Список литературы.
1
Культура Древнего Египта.
Египетская цивилизация, возникшая на берегах Нила, признана одной из старейших. Название «Египет» происходит от «Айгуптос» - так называли эту страну греки. Сами же египтяне именовали свою страну «Черная земля» («Та-Кемет») в противоположность неплодородной «Красной земле» , т.е. пустыне1.
Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. В истории человечества цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых и просуществовала около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тыс. до н.э. до 332г. до н.э., когда была завоевана Александром Македонским. Завоевание Египта греками навсегда лишило его независимости, но египетская культура еще долгое время продолжала существовать и сохранять свои ценности и достижения. История древнеегипетского государства,, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития – Раннее (Древнее) Царство (около 3000 – 2500 гг. до н.э.), Среднее Царство (ок. 2050 – 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок.1580 – 1070 гг. до н.э.)
Раннее царство характеризуется образованием первого централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид-гробниц. ( в частности, Хеопса в Гизе). Религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.
Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелии, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основой и ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Для обработки почвы применяется древняя первобытная мотыга, но на ряду с ней все шире распространяется примитивный плуг.
Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи.
В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены и поэтому обработка дерева имела в тот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов, пользовались как местными породами дерева – акацией, пальмой, так и привозными сортами, - сосной, которую привозили из Сибири, и черным деревом, которое доставляли из Нубии.
_________________________________________________________
1Пигаев А.И. Культурология. 1999г. с.81
4
Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработке камня дают ценные сосуды, сделанные с поразительной точностью и совершенством.
Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами.
Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного
искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.
Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была всегда наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков.
К концу ХХIIIв. до н.э. в Древнем Египте резко усилились сепаратистские настроения, а результате которых страна распалась на несколько самостоятельных государств. Такое состояние раздробленности продолжалось около двухсот лет. За это время ирригационная система пришла в упадок и плодородные земли начали заболачиваться. Пришла в упадок и столица единого государства – Мемфис, но усилились другие города Гераклеополь и Фивы. Все быстрее ощущалась необходимость нового объединения египетских земель. Такое объединение было осуществлено после ряда военных столкновений. В борьбе победили Фивы, и эта победа открыла новый период развития культуры, получивший название Среднего Царства.
Эпоху Среднего Царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухен I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив.