Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию – логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию – аргументатор, тот, кому адресована обосновываемая позиция – реципиент.
В структуру аргументации входят тезис (положение, позиция, которая подлежит обоснованию), аргументы (известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигается обоснованность и убедительность тезиса) и демонстрация (логическая связь тезиса и аргумента).
Логические уловки спора – преднамеренные отступления от логических норм – законов и правил логики (софизмы). Любой софизм маскируют под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение.
Знание логических аспектов спора позволяют себя уверенно чувствовать в любом коммуникативном процессе, и особенно тогда, когда акт коммуникации принимает форму спора. К тому его знание дисциплинирует мышление, придает ему черты строгости и последовательности, а также может стать средством нахождения истины и мощным оружием против лжи и обмана.
Вопрос 28. Причины коммуникативных неудач.
Коммуникативные неудачи – недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
Неблагоприятные факторы, приводящие к коммуникативной неудаче:
1. Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних лицах собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего тонального поведения.
2. Серьезным основанием для отчужденности участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминирование одного участника разговора: начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов восприятия и правильной интерпретации сказанного, превращая таким образом диалог в монолог.
3. Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникает согласие, если живое речевое общение будет ритуализовано. Говорящий не проверяет «ценность» своего высказывания по вниманию слушателей, его соучастию в разговоре, в создании содержательной канвы общения. В ритуализованных высказываниях нарушена живая нить разговора – связь говорящего и слушающего, адресат лишен возможности слышать открыто выраженную аргументацию, а говорящий скрывает свое мнение под «известным» мнением «всех».
4. Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего.
Вопрос 29. Этика речевого общения и этикетные формы речи.
Этика речевого общения начинается с соблюдения условия успешного речевого общения: доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулярные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза.
Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
1. Приветствие. Обращение. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роил собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.
2. Этикетные формулы. В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Этикетные формулы, фразы к случаю – важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком.
3. Эвфемизация речи. Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения. Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений; например: он покинул нас, скончался, ушел из жизни; название книги «1001 вопрос про это» об интимных отношениях.
4. Перебивание. Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. По наблюдению исследователей, перебивание характерно для мужчин, более корректны в разговоре женщины.
5. Вы-общение и ты-общение. В русском языке широко распространено вы-общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и длительные неблизкие отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, вы-общение свидетельствует об уважительном отношении участников диалога. Принято считать, что ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на ты-общение является попыткой интимизации отношений.
Вопрос 30. Информационное поле и информационная норма в СМИ.
Основной целью дискурса в СМИ, в том числе в периодической печати, является передача (или ретранслирование) информации различных типов.
Под информацией понимается вся совокупность данных фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ, выделяются различные типы информации: предметно-логическая, не связанная с ситуацией и участниками общения, и прагматическая (оценочная/ субъективная) функция, которая является воздействием на реципиента и передача ему своего отношения к предмету речи.
Основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценка. Отсюда следует, что важнейшей характеристикой дискурса в этой сфере является категория информационного поля, под которой понимается информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем. Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы: в идеале СМИ должны сообщать о всех возможных фрагментах действительности. На деле объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения связанны с запретом на разглашение государственных тайн или из-за следования этическим нормам.
Информационное поле прессы – при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно отражать действительность. Однако это не значит, что в распространении информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и будут при любом типе власти и форме государственного устройства. Для не тоталитарного общества характерны два типа ограничений.
Первый - институциональные ограничения. Они связаны с деятельностью социальных институтов (прежде всего – государства) и часто имеют юридическое закрепление (например, в перечнях сведений, составляющих государственную тайну). Опубликование законодательно табуируемой информации по существу представляет собой нарушение не просто информационной, но и юридической нормы и может повлечь соответствующие санкции.
Второй - конвенциональные ограничения. Речь здесь должна идти, прежде всего, о следовании этическим нормам – именно они часто нарушаются некоторыми изданиями. Это, например, относится к принятому в культурном сообществе правилу, согласно которому запрету подлежит публичное обсуждение частной жизни людей без их согласия.
Актуальной для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности информации, представляющая собой важный аспект информационной нормы.
Один из типов лжи порождается тем, что печать не только публикует собственные материалы, но и ретранслирует официальную информацию государственных структур, чтобы ввести общество в заблуждение относительно своих намерений или действий. Еще одним типом недостоверной информации является политическая борьба, неизбежно отражающаяся в СМИ. Весьма распространен в современной печати и такой тип искажения действительности, который можно определить как ложь политической выгоды. Диапазон дезинформации здесь весьма широк – от замалчивания нежелательных для печатного органа той или иной политической ориентации фактов до их полного извращения.