Смекни!
smekni.com

Культура и цивилизация сущность и соотношение этих понятий (стр. 2 из 4)

Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

«Культура» как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

«Культура» как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.)

«Культура» как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.

И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.

1.2 Культура и цивилизация, их взаимосвязь

Ницше писал «об утраченном... понятии «культура» и призывал «...квысшемупониманию культуры и к восстановлению понятия «культура». В этом же духе — глубокое замечание Шпенглера о том, что «одной из важнейших причин, почему в хаотической картине истори­ческой внешности не была усмотрена истинная структура истории, было неумение взаимно отделить друг от друга проникающие комплексы форм культурного и цивилизационного существования».

Если в целом воспроизвести специфику и взаимосвязь этих комплек­сов, то их основные признаки сводятся к следующему.

Культура Цивилизация

Субъективированная деятельность Объективированная деятельность

Процесс Результат

Свобода Необходимость

Продуктивность, творчество Репродуктивность, стереотип

Социальная органика Социальная организация

Национальная Интернациональная

«Горные» ценности, обретение «Дольние» ценности, усвоение

смыслов существования смыслов существования

Элитарная Демократическая

Кратко рассмотрим различные содержательные смыслы этих призна­ков.

1. Культура и цивилизация — всеобщие формы человекотворчества, но культура — субъективированная, целее-ценностная, а цивилизация — объективированная, функциональная деятельность. Они различаются как творящее и творимое, «культурная субъективность» (Гегель) и совокуп­ность её воплощений в социальную «материю» — вещи, структуры, нор­мы и т. п. — объективно существующих плодов творчества. С точки зрения Ортега-и-Гассеты, «жизнь идёт с помощью техники, но не от техники. — ...Цивилизация не дана нам готовой, сама себя не поддер­жит. Она искусственна и требует художника, мастера», субъекта культуры.

2. Культура — деятельный процесс, цивилизация — совокупность его результатов. Уже средневековая мысль ясно различала agir — свобод­ное упражнение человеческих сил и faire — создание, фабрикование про­дуктов. По Шпенглеру, «энергия культурного человека устремлена внутрь, энергия цивилизованного — на внешнее». Если культура есть воля к власти над собой, то цивилизация есть «воля к могуществу, устроению поверхности земли».

Эти особенности первостепенны для определения различий между об­разованностью и культурностью человека, группы, социума в целом. Оказывается, «обладание большим запасом знаний или учения вовсе не есть необходимое средство культуры или признак её и, в крайнем случае, отлично уживается с варварством, т. е. отсутствием стиля или хаотиче­ским смешением всех стилей».

В этом — смысл солидарности Бердяева со Шпенглером в признании цивилизации «роком всякой культуры... Культура, — писал русский мысли­тель,— не развивается бесконечно... В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут ее к цивилизации... Цивилизация же есть смерть духа культуры... динамичное движение... культуры с её кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры... На этих пу­тях совершается переход от культуры к цивилизации».

Цивилизация также не лишена динамики, но, в отличие от непрерывного культурного процесса (Гераклитова «огня»), имеет дискретный (прерывный), сводящийся к модификациям форм, характер.

3.Культура — это царство свободы, цивилизация — необходимости.Ветхозаветная мудрость гласит, что свободный дух веет там, где хочет — благодаря или вопреки обстоятельствам. Сущность культуры в том, что она, по
Марксу, есть «развитие человеческих сил, которое является самоцелью, ис­тинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе». Это процесс «развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу».

4.Культура — это продуктивность,творчество, цивилизация же —
репродуктивность,стереотип. Бердяев определял культуру как творче­скую деятельность человека, Для мыслителя творчество «не столько офор­мление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконеч­ного, полет в бесконечность... под творчеством я... понимаю не создание
культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа».

5. По своей природе культура имеет организмический, а цивилизация, — механический, организационный характер. Первая, подчёркивал Бердяев, органична, вторая — механична. Он считал такое различение едва ли не основным в проблеме соотношения культуры и цивилизации и приводил следующие аргументы.

Организм рождается из природной космической жизни, и он сам рождает. Признак рождения есть признак организма. Организация же совсем не рож­дается и не рождает. Она создается активностью человека, творится, хотя и не в высших формах. Организм рождается и остаётся целостным, в нём це­лое предшествует частям и присутствует в каждой части. Организм растёт, саморазвивается. В механизме целое не предшествует частям и не присут­ствует в них, и поэтому он не может саморазвиваться. В организме есть им­манентно ему присущая целесообразность. В организации — целесообраз­ность совсем другого рода, она вкладывается в неё организатором извне. Часы действуют очень целесообразно, но эта целесообразность не в них, а в создавшем и заведшем их человеке. Механизм в своей целесообразности зависит от организатора. Но в нём есть инерция, которая может действовать на организатора и даже порабощать его себе.

Различение культуры и цивилизации, как организмических и организа­ционных («механических») феноменов, прочно усвоено современной куль­турологической мыслью. Кафка, который всю жизнь не мог достучаться в неприступный «замок» цивилизации, объяснял это тем, что «всякая сло­жившаяся организация стремится к замкнутости».

6. Для культуры, отмечал Бердяев, характерна национальная, «почвен­ная», для цивилизации — интернациональная природа. Та­кое принципиальное отличие обусловлено тем, что культура, как организмический процесс, непосредственно зависит от конкретно-исторических субъектов (индивидуальных или совокупных), «почвы» их становления и развития.

7. Устремленная к глубине и высоте культура творит сакральные, «гор­ние» ценности, она есть «скала ценностей» (Г. Померанц). В ориентации на них человек обретает высшие смыслы существования. Цивилизация же — совокупность профанных, «дольних» ценностей, ориентация на усвоение утилитарных смыслов существования. «Чем выше порода, тем реже уда­ётся вещь», и наоборот.

Здесь — важнейший ценностный рубикон различных ипостасей порой одной и той же деятельности.

8. Наконец, культура всегда элитная, а цивилизация — демократическая деятельность. Как отмечал классик этнологии К. Леви-Стросс, первым «куль­турным актом» в истории было разделение всех женщин — сколь бы одинако­выми они ни были по своему репродуктивному потенциалу — на тех, кто счи­тался подходящей для сексуальных отношений, и на тех, кто таковыми не счи­тался. Аристотель отмечал, что плебей — человек пользы и наслаждения, а свободный гражданин — человек чести и долга.

Противоречивая взаимозависимость между культурой и цивилизацией - это сложнейший комплекс, и он выступает в трех основных ипостасях.

Первая из них — генетическая. Культура творит цивилизацию. Первую создаёт творческий субъект, но его замысел не полон, не завершён, пока не воплощен, не объективирован во второй. Культура возводит стены Со­бора, цивилизация — предоставляет его для молитвы. Цивилизация — это совокупность результатов человеческой деятельности. Сама по себе она «не ведает, что творит». Она должна быть преобразована культурой, кото­рая придаёт цивилизации направленность и смысл.