Смекни!
smekni.com

Этапы становления культурологического знания (стр. 11 из 13)

__________________________________

43. эволюция восприятия человеком иной культуры в ситуации выезда за рубеж проходит 3 основных этапа(по Н.К.Иконникова). Причем новая среда и новый опыт могут привести как к позитивным, так и негативным сдвигам в поведении. В ряде случаев, когда речь идет об индивидуальном восприятии, выделяют также нулевой этап, который обычно имеет место накануне непосредственного контакта и связан с предварительным ознакомлением с ситуацией, формированием первых представлений и планированием общей стратегии поведения в новой культурной среде.Первый этап— «медовый месяц», когда знакомство с новой культурой, ее достижениями или представителями рождает оптимизм, приподнятое настроение, уверенность в успешном взаимодействии.Второй этап — «культурный шок». Это период крушения надежд, когда положительный эмоциональный настрой сменяется депрессией, смятением и враждебностью. Шок возникает в первую очередь в эмоциональной сфере, однако важнейшую роль играют такие социальные факторы, как неприспособленность и неприятие новых обычаев, стиля поведения и общения, темпа жизни, изменений в материальных условиях жизни, инфраструктуре жизни (интенсивность уличного движения, социальные контрасты, шум, яркая реклама и т.п.) и ценностях. Симптомы-общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса привыкания к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса человек не просто приобретает знания о новой культуре и новых нормах поведения, но и становится более развитым культурно, хотя и испытывает при этом стресс.Третий этап предполагает выработку разных стратегий поведения. В одном случае это «адаптация», когда формируется реалистическая оценка ситуации, возникает адекватное понимание происходящего,возможность эффективно добиваться собственных целей; в другом — «бегство» — полное отвержение новой культуры и неизбежное в этом случае отступление, бегство как в переносном смысле («уход в себя»), так и прямом, физическом смысле.Сменяемость этапов в значительной мере зависит от продолжительности культурного контакта. Туристическая поездка или краткая командировка, как правило, не превышают фазы «медового месяца» и оставляют яркие и приятные впечатления. Пребывание за рубежом в течение полугода и дольше (обучение или работа) позволяет достаточно близко познакомиться с новой культурой и войти в фазу адаптации. Однако за это время может обнаружиться и неспособность человека адаптироваться к меняющейся социокультурной среде. Срок пребывания за границей от одного месяца до трех наиболее труден с точки зрения преодоления культурного шока. В это время люди нуждаются в срочной психологической и социальной помощи, контактах с соотечественниками и общении главным образом внутри своего землячества.

__________________________________

58.культурная экспансия-расширение сферы влияния доминир. За первоначальные пределы и границы.вестернизация представляет собой интенсивное проникновение западно-европейского и американского образа жизни и сопутств. Ему ценностей обычаеав символов и культурных артефактов в восточно-европейские,исламские,азиатские страны.Сегодня осуществл.через современные аудивизуальные средства (телевидение,радио,кино).В результате нац.киноискусство не выдерживает конкуренции с американской продукцией.многие проводят политику протекционизма,направленную на защиту нац. Куль-ры от экспансии.вводится ограничение на показ Америк. Кинопродукции.

__________________________________

44.каждая культура формирует свои стереотипы сознания и поведения,опирающ.на собственное видение мира.Пространство в межкульт.коммуникации:американский ученый Холл ввел в оборот термин проксемика отражающий пространственную организацию коммуникаций ,а так же влияние различных культурных норм и стереотипов восприятия культ.пространства на характер межличностного общения4 зоны коммуникации:1.интимная-зона обхединяет достаточно близких людей нежелающий посвящать в свою жизнь третьих лиц.от 0 до 60 см. 2.личностная-пространство от 45 до 120 см ,самая подходящая зона для общения с другими людьми.самая подходящая дистанция для разговоров.3.социальная от 120 до 260-300 см наиболее удобное расстояние для общения с незнакомыми людьми или небольшой группой.4.публичная 3-3.5 м открытая используется при общении с большой аудиторией на публичных мероприятиях.Особенности темпа и ритма жизни ,течение времени в теории межкульт. Коммуникаций изучает хронемика.Одним из важнейших культурных различий по Холлу явл-ся различия м-у монохронными и полихронным восприятием и использованием времени.Монохромное-в один и тот же отрезок времени возможен только 1 вид деятельности и действия осуществляются последовательно один за другим.Полихронное предполагает что в течении определенного отрезка может делатся сразу несколько дел.Это и пораждает различные типы поведения в различных культурах.монохронная характерна для индустр. Развитых стран Германия Сша.Оно линейно,все тщательно просчитано.полихронны-страны латинской маерики ближнего востока и Россия.Более гибки в обращении со временем.Различия м-у представителями монохронной и полихронной культур носители монохронной культуры достат.замкнуты,собраны,сконцентр на своей работе,соблюдают все договор,не любят,когда их отвлекают от работы,ответств,стараются не мешать другим,понктуальный.носители полихронной куль-ры чаще прерывают свою работу,делают несколько дел сразу,придают меньше значения договорам,часто меняютс вои планы,берут и дают в долг,склонны устанавливать отношения на всю жизнь.

__________________________________

45.В своей статье Н.В.Латова проводит сравнение м-у российской и западной мнетальностью на освнове сравнения двух сказок Волшебник страны ОЗ американского писателя Фр.Баума и Волшебник изумрудного города русского писателя А.Волкова,которая является пересказом книги Баума.Если сравнивать идейное содежание сказок то оно отличается в минимальной степени,часто Волков даже не пересказывает а переводит.Существенные отличя в мелочах,которые и являются показателями раличия двух менталитетов,видны уже с 1ой главы.баум описывает Канзас как серую безрадостную долину(на контрасте со староной Оз),а Волков делает упор на то ,что это родина Элли и она никак не может быть для нее серой и унылой.Здесь отчетливо прослеживается степень патриотизма.Еще одним отличем яляетсячувство товарищества.Герои баума после переправы лишь случайнонашли потерявшегося в реке Болвашу,а перед тем как попросить королеву мышей спасти Льва,Болваша долго думал,герои же Волкова приходят друг другу на выручку автоматически,без раздумий.Сюжет баума продвигается благодаря индивидуальным поступкам героев,а у Волкова все делается коллективно.В сцене с людоедом герои Волкова проявляют свою самоотрвеженность( не жалеют себя для других),а в сцене встречи дороти с обитателями форфоровой страны видна ее позиция и ее друзей достиженияцели при минимуме ущерба.Среди особенностей росскийской и западной ментальности на освнове етих двух сказок Латова так же выделтся патриотизм у Волкова(желание вернуться домой) и космополитизм у Баума(желание жить там где лучше0.Сравнение этих двух сказок помогает больше понять культурные ценности России и Запада.

__________________________________

59. диффузия-взаимное проникновение (заимств. Культ. Черт и комплексов из одного общ-ва в другое при их соприкосновении (культ.контакте)Механизм-миграция,туризм,деятельсность миссионеров,торговля.в процессе культ. Диффузии народы заимствуют не все подряд а лишь то,что являеться близким их культруе и приносит явную или скрытую выгоду,поднимает престиж.,отвечает внутренним потребностям народов,т.е. таким потребностям которые не могут быть удовлетворены культурными артефактами собственной культуры.такое заимствование происходит при целенапрвленном и сознательном регулировании процесса диффузии.если же она проходит стихийно то может нести негативный характер

60. конфликт—столкновение субъектов(носителей)культуры-носителей различных культ.ценностей и норм.Причиной служат различия м-у народами ,соц.группами.Виды-1.этнический-м-у нациями 2.межрелигиозные 3.м-у поколениями 4.м-у доминирующей и субкультурой в рамках одного общ-ва 5.м-у традициями и новациями-присуще быстроменяющ.общ-ву 6.м-у раличными лингва культурн.сообществами возникающими вследствииязыковых барьеров и интерпретационных ошибок.

__________________________________

50.Теория существования суперсистем культуры П.Сорокина-одна из наиболее оригинальных культурологических концепций 20го века.Исходя из двойственной психобиологической природы человека-существа мыслящего и чувствующего,Сорокин выделил 3 типа культуры а)чувственная-к которой преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности,преобладание истины чувст и истины наслаждения б)идеациональный тип где преобладает сверхчувственные,духовные ценности,поклонение некоему абсолюты,богу или Идее,т..е истина верны и истина самоотречения в)идеалистический тип представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов,где чувство уравновешивается интеллектом,вера-найкой,эмпирическое восприятие-интуицией. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий :представление о природе реальности.Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу,божественное начало.Чувственная-реальна,адекватна восприятию наших органов чувств.Сорокин подчеркивает что в чистом виде в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются,речь может идти лишь о доминировании кажой из них в той или иной исторический период.составляющие данной типологии-исскуство,истина,право,мораль.Идеациональная культура по своей сути религиозна,ее исткусство направлено на религиозную тематику где доминирующим сюжетом является царство бога,героями сам бог,ангелы,святые.Высшей идеациональной истиной у Сорокина является истина веры.Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным.отношение к житейским наслаждением и удовольствиям негативно.Главным является безупречное исполнение людьми обязанностей перед богом и обществом.чувственная культура является антиподом идеациональнойСенсетивное искусство живет и развивается в мире чувст,его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп.задачи данного искусства доставить удовольствие рецепиенту(слушателю,зрителю),стиль его натуралистичен свободен от символизма.Третья(идеалистическая) связывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты,выступая как промежуточная между другими двумя суперсистемами.Сорокин пришел к выводу что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистемкультуры в последовательности идеацциональная,идеалистическая,чувственная.он утверждал что всем суперсистемам присуща своя внутренняя динамика жизни,начиная с роста и заканчивая смертью но при етом он был убежден что смерть не имеет тотального и необратимого характера.