Смекни!
smekni.com

Этапы становления культурологического знания (стр. 12 из 13)

__________________________________

51.Тойнби создатель теории о круговороте локальных цивилизаций.он представлял всемирную историю как совокупность отдельных замкнутых и своеобразных цивилизаций,каждая из которых подобно организму проходит стадии зарождения,роста,кризиса.Цивилизации делятся им на 3 поколения.первое поколение-примитивные,маленькие,безписьменные культуры,их много и их возраст невелик,они отличаются односторонней специализацией,приспособлены к жизни в конкретной географической среде,государственность образование наука-все ето отсуствует.Эти культуры размножаются и гибнут стихийно,если не вливаются в более мощную цивилизацию второго поколения.При резком изменении условий жизни которые Тойнби называет вызовом общество не может дать адекватного ответа перестроиться и изменить образ жизни.продолжая жить и действовать так,будто вызова не было культура движется к пропасти и гибнет,некоторые общетсва могут дать удовлетворительный ответ на вызов и начинается формирование дочерней цивилизации,унаследовавшей опыт своей предшевственницы но гораздо более гибкой и многосторонней.Согласно Тойнби,культуры,живущие в комфортных условиях,не получающие вызова пребывают в состоянии стагнации.только там где возникают трудности,где ум людей взбудоражен в поисках выхода и новых форм выживания,создаются условия для рождения цивилизации более всокого уровня.согласно закону золотой середины Тойнби,вызов не должен быть ни слишком слабым ,ни слишком суровым,в первом случае не последует адекватного ответа,а во втором неопреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации.Цивилизации второго поколения динамичны,они создают большие города,в них развиваются разделение труда,товарный обмен,рынок,утверждается система статусом и рангов.возникновение полноценной цивилизации вторичной не предрешено.для того чтобы она появилась необходимо стечение ряда условий,поскольку это не всегда имеет место,некоторые цивилзации оказываются застывшими или недоразвитыми.проблема рождения цивилизаций чвляется для Тойнби одной из главных,он считает что ни расовый тип,ни среда ,ни экономический строй не играют решающей роли в рождении цивилизации-они возникают в результате мутаций примитивных культур,которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин.Цивилизации третьего поколения формируются на освнове церквей.всего согласно тойбни к середине 20го века из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось 7 или 8.

__________________________________

52.Памятники истории и культуры-свидетели прошлого-отражают пройденный народом путь.Они материализуют его трудовые и боевые подвиги,раскрывают духовное богатство страны.рачительно и бережное использования культурного наследия предполагает сохранение памятников по возможности в неизменном виде.Чтобы передать памятники прошлого последующим поколениями политика государства должна уделять внимание их сохранению.Памятники археологии,истории и культуры ПМР входят как составная часть в культурное наследие всего человечества.Государственная политикиа в сфере охраны памятников определилась в начальный период ее становления..Первое постановление Верховного совета О сохранении культурынх памятников определило дальнейшую деятельность гос-ва по охране памятников.На протяжении многих лет создаются нормативные акты,способствующие защите культурного наследия страны,напрвленных на сохранение объектов историко-культурного наследия республики.Международный аспек- В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976г.). Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в случае необходимости могут быть организованы международные акции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изучении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.Рекомендация по сохранению исторических ансамблей дополняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных актов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников — ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой специалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию охранного дела в мире. Среди них — Флорентийская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.).Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, особо выделяется Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются представители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распространяет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и реставрации памятников, организации подготовки специалистов

__________________________________

55. Психоаналитическое учение Фрейда о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. "Культура" обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми. К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет энергии либидо. В работе "Неудовлетворенность в культуре" (1930) Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний. Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «"Я" и "Оно"» (1923). В ней 3. Фрейд дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego) — сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, "навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти". Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру) — религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Например, религия — это фантастическая проекция во внешний мир неудовлетворенных влечений. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.