Смекни!
smekni.com

Этапы становления культурологического знания (стр. 3 из 13)

__________________________________

53. « Запад» как тип культуры».

Античность (11 в. Д.н.э. -5в.) 1) Античная Форма собственности . которая представляет собой единство государств. принципа собственности. 2)Интенсивное развитие (внутренние резервы, внутренние условия)ускоренные типы развития частной собственности. 4) Новаторство. 5) Религиозное Мифологич. сознание , сосуществует с рациональным. 6) демократические формы правления. ?) Экстровертный тип личности. ( Соориентированны на внешнюю активность, на изменения общества и природы.) 8) Правитель первый среди равных « PrimusinterPares» В древности В Западной культуре сформировались такие ценностные установки как: 1) индивидуализм, 2) Прагматизм, расчетливость 3) Рационализм- доверие к разуму. С 15-17 вв. начинается развитие технологической цвилизации на западе благодаря которой утвердились следующие ценности Запада.1) Динамизм, ориентация на новизну . 20 Рациональность, достоинства и уважение к человечес. личности , индивидуализм. Установка на автономность личности и признание личностного начала приоритетным по отношению к коллект. идеалы свободы и равенство. 5) Предпочтен. Демократии перед любыми формами правления. Идеалами западного типа культуры явл. свободная личность, обладающая напором , натиском. Запад географисчески сформировался в Зап европе и сев Америке .

__________________________________

10 . Факторы формирования и особенности менталитета как формы сознания.

Особенности менталитета как кА форма сознания 1) Менталитет подчеркивает специфические особенности определенного типа культуры. 2) психологический фактор обуславливающий поведение и суждения субъекта 3) Менталитет формируется под влиянием 2 факторов природного и социального. Социальный Фактор- социальные условия жизни субъекта: система экономических и политических отношений . Структура социальных отношений , религия. Менталитет является историческиобусловленным феноменом. Менталитет обладает более устойчивым характером по сравнению с осознанными формами сознания(наука и идеология) Идеалогия- это систематизированный взгляд на развитие общества. В периоды наиболее качественных преобразований общества он может играть консервативную и даже реакционную роль . Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики и его носителям может, удастся осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Можно сказать ,что одним из факторов формирования является образование Культурный фактор. Из культуры своей страны человек делает для себя какие-либо выводы , опираясь уже с детства на легенды . сказки традиции. Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, все это формировало мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами и фольклорные фантастические образы, и народную философию. Менталитет по Пушкареву из его статьи 1) Связь человека с природой 2) Иррацианальный мир. 3) Духовный мир. Лахова в своей статье показывает противоречия западного и восточного менталитела , противопоставляются такие качества как индивидуальность-коллективизм, утилитарность- любовь к родине, надежда на самого себя- доверчивость.отстаивание своего интереса- самопожертвование, расчет/рациональность-эмоциональность,целенаправленность-проворечивость.

__________________________________

16.Социальные функции культуры.

1)Воспитательная – человекотвовническая, креативная 2) Познавательная культура осваивается и выражается в процессе и результатах познания окружающего мира. Таким результатом познания является Культурная картина мира субъекта . 3) трансляционная функция , или функция передачи развития общества . есть отбор значительных достижений( культурным ценностям предшествующим поколений охрана и сохранение нац –ого наследия. 4) Комуникативная- (Общение) В культуре вырабатывается и каналы общения ( средства массовой информации).5) Аксиологическая - Культура – это определенная иерархия ценностей , ориентация которой позволяет человеку адоптироваться в обществе.6) Реакционная – функция снятия направления.

__________________________________

11. Культурная картина мира и ее составляющие

культурная картина мира – есть мир представленный в смысловом значении для определенной социальной общности и индивида. СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОЙ КАТРИНЫ МИРА 1) Онтологические категории- в которых выражается представление о самых общих атрибутах окружающего объективного мира ( пространство, время ,движение. Причина, следствие, изменение, свойство, количество, качество, случайность. закономерность.) 2) Социальные категории- характеризующие человека в обществе важнейшее обстоятельства жизни людей их взаимоотношение, духовный мир (труд, собственность, власть, церковь , деньги , справедливость , равенство , доброта, совесть, долг) 3) Система ценностных отношений и ценностных ориентаций. В каждой культурной картине мира. Личности . народа или исторической эпохе складывается своя иерархия ценностей и ценностных измерений (семья . любовь . дружба. деньги). В средние века –ценностями были нравственность , религиозность. В Новое время –ценности- рациональность, наука . Новейшее время наблюдается Жестко прагматический подход ко всему. ККМ в развитых культурах (особенно в современную эпоху ) многослойна и поливариантна. Она Включает в себя самые различные знания и представления . научные , философские , научные ,обыденные , психологические. В соответствии с доминированием того или иного из перечисленных компонентов выделяются следующие типы и виды. Существуют различные картины мира: 1) научная к.м.(к примеру когда человек болеет . он идет ко врачу.) 2) Философская к.м. 3) Художественная К.м. 4)религиозная к.м.(Вера в сверхестественное) 4)Обыденная к.м. 5) Мифологическая к. м. (наличие обряда)

__________________________________

13 Культура и природа, Экологическая культура.

Основные этапы развития экологической культуры 1) С момента образования первобытной общины (40-35 тыс лет назад) –Верхняя граница 15 века: (-первобытное общество. –древние цивилизации,- до 15 в. Ранее и класич. Средневековье) Человек практически всецело подчинялся природе и жизнь его определялась особенностями среды обитания. 2) 15 в –начало 20 в. После окончания первой мировой войны Шпенглер написал «закат Европы» после промышленного переворота . начались новые географические открытия. Это период когда человек стремился стать господином над природой и ее законами. Существование человека все больше определяется развитием искусственной среды. Постепенно вся биосфера оказалась вовлеченной в жизнедеятельность человека, в результате чего были нарушены существующие миллионы лет организмы биосферы. 3) Человек ставит перед собой задачу Сознательной гармонизации, а именно нарушение природного равновесия. Все это предполагает след. Основные направления деятельностиРациональное использование природных богатствПовсеместная охрана природыРазумное регулирование природных процессов, их сохранение , восстановление , улучшение.Формирование экологического сознания.Формирование такой системы ценностных ориентаций которая обеспечивает понимание , экологических проблем, формирование ответственного отношения к природе и жизни на планете.

__________________________________

14 Человек как единство природного и культурного.

Человек- есть единство природного и культурного. Природное начало- Естественные или (витальные , первичные ) потребности. Культурное начало- способы и результаты реализации , или удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей. Основные позиции в истории общественной мысли, по поводу соотношения природного и культурного начал в человеке. Хотелось бы разобрать поставленный вопрос о представлении единства культурного и природного, опираясь на мнения некоторых мыслителей . 1) Платон и Аристотель видели в культурном начале человека – благо. Киники считали культуру «дымом». который надо развеять чтобы обнажить в человеке его истинную сущность 2) Жан Жак Руссо – считал , что человек по природе извращает данное ему природой. 3) Маркиз де Сад- считал что человек по природе жесток и эгоистичен . природа человека греховна и проклята и не подлежит совершенствованию. Поэтому жизненные условия не должны препятствовать проявлению его прочных страстей. 4) Ницше- считал что человек во вред себе отдалился от природы, от естественных влечений, основу которых составляет « инстинкт жизни» или « воля к власти». Он выделил такие группы как: Сверхчеловеки « белокурая бестия»Люди, которые не способны реализовать волю к власти Творческие люди , способные реализовать себя.ТВарничество- неспособные . У этих людей идет все от Христианства.Таким образом, в культурологии считается, что человек представляет собой единство природного и культурного. А развитие человека есть процесс постоянной обработки его природных качеств культурой.