Смекни!
smekni.com

Этапы становления культурологического знания (стр. 5 из 13)

__________________________________

21.Социальные ф-ции массовой кул-ры.

Стандартизация, упрощение, невелирование – эти три слова проходят по всем аспектам м.к. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Она глубоко комерческа. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс". Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни индустриального общества Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.

__________________________________

25.Культурная пол-ка и органы управления культ. процессами

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством , направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культурой распределено между министерством образования (имеющим бюро культуры), министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговли и ремесел. Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.

Наряду с общегосударствен. Учрежд. значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации — как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечив. культур. деятельность страны.

__________________________________

22.Основные формы современной м. к.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: - индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, дет. сады) Их цель – воспитать детей на основах базовых ценност. установок, пропагандируемых в данном об-ве.- массовая общеобразовательная школа (тесно связана с 1). Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире к принятым в сообществе ценностным ориентациям, при этом эти знания упрощены для детского сознания и понимания и основаны на типовых программах данного об-ва.- СМИ (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер, но преподнося эту информацию в "нужном" для заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулируя сознанием людей и формируя общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.- система национальной (государственной) идеологии и пропаганды "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и др.), главной целью которых является вовлечение в полит. акции широких слоев населения весьма далеких от полит интересов элит, методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", слухи, сплетни и т.д.), которая заменяет анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей на простые, как правило, фантастические объяснения (мировой заговор, происки иностр. спецслужб, «барабашки», инопланетяне). Это освобождает людей, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; - индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Потребитель является не только зрителем, но и участником. Содержание этих представлений упрощено, адаптировано к невзыскательным вкусам , запросам массового потребителя. Массовая художестве. культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического.- индустрия оздоровительного досуга, (курортная индустрия, масссовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности). Она дает возможность человеку "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости) - индустрия интеллектуального досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, кружки по интересам, интеллектуал. игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству.- система организации, стимулиров. и управления потребител. спросом (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формирует стандарты престижных образов, стилей жизни, интересов, потребностей.- словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электрон. и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные на массовых потребителей.

__________________________________

23.Культурная политика: цель и основные направления

Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. К государственной управленческой деятельности относят: — систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов культурного наследия, обладающих ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения); — систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства и т. п.); — систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества.— международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.Соглашаясь с тем, что государство должно участвовать в формировании такой политики, исследователи выделяют шесть основных направлений, на которые собственно и должен быть направлен вектор культурной политики: - Сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальную литературу, а также навыки ремесел и фольклор); - Распространение культурного продукта. Средства направляются на финансирование спектаклей, гастролей, субсидий билетов, трансляций, издательскую деятельность, сеть распространения или специальные акции, направленные на расширение аудитории; - Творчество (что включает как работу творца, так и любого вспомогательного персонала, участвующего в культурном производстве); - Исследование (а это предполагает проверку соответствия проводимой культурной политики поставленным целям и задачам); - Подготовка персонала (что предусматривает обучение творческих специалистов, администраторов и работников смежных областей); - Образование