Смекни!
smekni.com

Этапы становления культурологического знания (стр. 9 из 13)

__________________________________

37. Культура речи – умение наиболее эффективным образом использовать коммуникативные функции языка. Это оценочное понятие, которое характеризует степень, в которой человек владеет языком и способен реализовать его выразительное воздействие.Культура речи определяется двумя основными факторами: 1.Соблюдение общепринятых языковых норм2.Особенности индивидуального стиля речи Общепринятые языковые нормы – это вошедшие в традицию и закреплённые в литературных образцах, словарях и учебниках, правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования. Основные отклонения от правильной речи:-просторечье – неграмотная речь, в которой допускаются ошибки в ударении, произношении слов-жаргоны – имеют хождение в какой-либо социальной группе и характеризуется главным образом специфической лексикой. Молодёжный жаргон (сленг) – своеобразная игра, которой они стараются показать свою самостоятельность.-диалекты, говоры, наречия – разновидность национального языка, которая исторически сложилась в каком-либо регионе и отличается особенностями языкового строя, словообразованием, построением фраз.- индивидуальный стиль речи – характеризуется свойственными данному индивиду предпочтениями в использовании тех или иных выразительных средств языка, его манера изложения, мысли и построения высказываний, набор излюбленных слов и выражений, ритмика, фонетика и т.д. Если следование нормам литературного языка обеспечивает правильность речи, то совершенствование речевого стиля ведёт и к речевому мастерству и развитию искусства речи.

Основные наиболее простые требования к речевому мастерству:1. Говорите ясно и понятно для слушателей 2. Говорите настолько кратко, на сколько это возможно, без ущерба для ясности и понятности 3.Выбирайте наиболее яркие и эмоциональные выразительные средства оформления своих мыслей 4.Не старайтесь, чтобы слушатели соглашались с вами во всём 5.Делайте паузы, чтобы собраться с мыслями, обратите внимание слушателей на важные места, дайте им возможность обдумать сказанное . Старайтесь держать под контролем реакцию слушателей и улавливать её.

__________________________________

36.Функции языка как знаковой системы

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления. Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

Язык выполняет две соц роли:1.Выступает средством мышление2.Выступает средством общения

Как 1 выполняет следующие когнетивные функции:1.Номинативная (назывательная)

2.Конструктивная (слова конструируются в предложения, последние в тексты, так люди строят виртуальное общение , таким образом люди описывают и объясняют реальность)

3.Аккумулятивная (язык-это материал в котором результаты мышления фиксируются и сохраняются)Как 2 выполняет следующие коммуникативные функции:1.Референтная (направлена на предмет сообщения и заключается в передаче информации о нем). Задача автора посредством речи передать адекватную информацию.2.Экспресивная (связанная с отражением сообщения личности автора (о выражении его отношения к предмету))3.Импрессивная (ориентированная на адресат сообщения, что предполагает воздействие на его состояние. Выражая свое отношение, авторстарается вызвать адекватную реакцию)4.Эстетическая (поэтическая) касается эстетических свойств сообщений, особенно важна для художественных текстов, произведений искусства)

__________________________________

38. Проблема восприятия времени в теории межкультурной коммуникации.

Особенности темпа и ритма жизни, течении времени в теории межкультурной коммуникации изучает хронемика. Одним из важней культурных различий по Холлу являются различия между монохромным и полихромным восприятием и использованием времени. Монохромное восприятие времени означает, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, действия и они осуществляются последовательно, одно за другим. Полихромное восприятие времени предполагает, что в течении определённого отрезка времени может делаться одновременно несколько дел, что порождает различные типы поведения в различных ситуациях. Представителями монохромной культуры являются индустриально развитые страны (Германия , США). Полихромная культура характерна для стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья, Россия

Различия между представителями монохромных и полихромных культур: представители монохромной культуры достаточно замкнуты, собраны, сконцентрированы на своей работе, соблюдают все договорённости, не любят, когда их отвлекают от работы, ответственны, пунктуальны, поддерживают преимущественно краткосрочные межличностные контакты, уважают чужую собственность, резко занимают и дают в долг (Северная Европа, США, Германия) Представители полихромной культуры прерывают работу чаще, придают меньше значения договорённостям и встречах, часто и легко меняют свои планы, больше интересуются человеком и его личными делами, нежели работой, часто берут и дают в долг, пунктуальность зависит от межличностных отношений, склоны устанавливают отношения на всю жизнь.

__________________________________

39. Вербальный иллюзионизм как характерная черта современной культуры Вербальный иллюзионизм – наиболее значительная проблема проявления воздействий языка на мышление людей. Эта проблема заключается в способности создавать вербальные иллюзии, которые становятся факторами, определяющими поведение людей. В сознании людей как бы возникает словесный мир, который заключает и подменяет реальность. Основные формы вербальной иллюзии:1.Иллюзорное знание – формируется с раннего детства2.Различные социальные стереотипы – упрощённые и стандартизированные представления о каких-либо явлениях, людях, социальных группах. Особенно распространён национальный стереотип3.Конференции, дискуссии, проходящие в наше время; разговоры, которые не ведут к каким-либо реальным действиям4.Словесные штампы – особенно применимы во время выборовВЕРБАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ - это подмена знания сутиШироко распространенной, хотя и мало осознаваемой вербальной иллюзией является иллюзорное знание. Формирование его начинается с раннего детства. Когда ребенок спрашивает о чем-нибудь: "Что это такое?", он получает ответы: "Это муравей", "Это телевизор". Какое знание получает он из этих ответов? Очевидно, что полного знания о сути предмета, к которому относился вопрос, он не получает. Единственное знание, которое он приобретает, - это знание названия предмета. Но, если затем его спрашивают: "Знаешь, что это такое?" - он может гордо сказать: "Конечно, знаю! Это муравей (телевизор)". Знание названия принимается за знание о предмете! Так незаметно мы попадаем в плен слов и, взрослея, продолжаем жить в этом плену. К сожалению, на уровне участия человечества в космической эволюции ИЗ играют уже огромную негативную роль. Они незаметно присутствуют во многих научных моделях и являются скрытой, и поэтому веками не разрешаемой проблемой. В силу этого, сегодня именно ИЗ, положенные в основу науки, стали причиной кризиса естествознания и тормозом для рационального и прогрессивного развития человечества

__________________________________

49.Данилевский будучи идеологом панславизма-течения,провозглашавшего единство славянских народов-задолго до Шпенглера в своей сочинение Россия и Европа обосновал идею о существовании культурно-исторических типов,которые подобно живым организмам находятся в непрерывной борьбе дру с другой и окружающей средой.Главным критерием выделения типов является языковая близость,а сами культурно исторические типы понимаются как сочетание психоческих,антроплогических,социальных,етрриториальных и других признаков.Так же как и биологиеческие особи они проходят процесс зарождения,расцвета и гибели.начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа,хотя и подвергаются определенных культурным влияниям.каждый культурно-исторический тип проявляет себя в 4х сферахрелигиозной,культурной,политической и социально-экономической.Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации.Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов,проходящих путь от этнографического состояния через государственность до цивилизационного уровня.отрицая существование единой мировой культуры Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов(египетская,китайская,ассирийско-вавилонско - финикийско-ская, индийская,иранская,греческая,римская,аравийская,еврейскаая,европейская) частично или полностю исчерпавших возможности своего развития.Одной из позднейших стала европейская культурная общность.качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Д, провозглашает славянский культурно-исторический тип,призванный объединить во главе с Россией в противовес Европе славянские народы.почти все культурно-исторические типы одноосновные,т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой то один Н-р в евпропейском-религиозный,Юв античном-культурный.И лишь славянскому типу с его православием,культурной самобюытность, самодержавием и крестьянской общиной предначертаностать полным четырехосновным культурно-историческим типом.