Смекни!
smekni.com

Этапы становления культурологического знания (стр. 1 из 13)

1Этапы становления культурологического знания

Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно , была выработана сама общая идея культуры , а так же были поставлены вопросы, которые сегодня составляют собственно культурологическую тематику. В 19 в немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются : мифы, легенды , сказания .В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы , выполняющей конкретные социальные функции. В рамках этнографии сформированы научные школы. 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали , что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация. 2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский. 3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный )

_________________________________

2 Предмет и структура культурологи

Культурология это наука о сущности и формах проявления культуры как спецефического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения функционировантя и развития..Предмет культурологии: - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Структура культуры В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика(состояние покоя) и культурная динамика(Движение) К культурной статике можно отнести внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Как известно Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Структура культурологи 1) Фундаментальная культурология Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования 2) Прикладная культурология ( тесно связана с социологией)Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия3)Историческая культурология ( история культуры)

__________________________________

5 Многообразие современных подходов к изучению культуры

Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система , обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится :невербальное . вербальное . письменность, печатанье , СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе , является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система . которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры являются: школы . институты , театры , библиотеки. Культур-антропологический подход – в этом этапе . культура является второй природой, Культура –это среда жизнедеятельности социальной общности людей. Задачами является выделение черт культуры . характерные для определенной общности.. данными особенностями . являются ( традиции , привычки , менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось . что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета . а затем гибнет .Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное «оно»-что является биологическим инстинктом .Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на « Я» –это человек , личность (эрос) или танатос (стремление к смерти). «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое , необузданное . Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях. Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совесть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)

__________________________________

12,Понятие культурной Динамики

Динамика-Система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Типф Культур. изменений. 1)Культур. изменения определяются изменениями в социально-экономических и политических отношениях и соответственно могут характеризоваться как доиндустриальные, постиндустриальные. 2) Культурные изменения могут основываться на развитии чужой культуры, выражаясь в смене духовных стилей . художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. 3).Культур. изменения могут основываться на обогащении и на деференциации культуры. 4) Культурные изменения так же могут основываться на упрощении культуры, а так же устранении или утрате каких-то элементов. 5) Куль. Измен. Могут основываться на преобразовании или трансформации культуры . когда ее новое состояние возникает как результат изменений. Прежнего состояния под влиянием процесса обновления . ( Из средневековой культуры возникла культура Возрождения.) 6) Культ. Измен. Могут происходить на основе культур. застоя , как длительного , неизменяемого , повторяемого состояния культуры . 80 годы- Длительный застой 7)Культ. Измен. Могут основываться на культ. кризисе, который характер-ся разрушением и ослаблением прежних духовных структур и институтов. Формирование новых ценностей отвечающим современным требованиям общества, Соврем. культура стадия кризиса.

__________________________________

7 Культура и цивилизация , соотношение понятий-

термин « цивилис» возникает в Др. Риме( гражданин . государство)Адам Фергюсон ввел понятие « цивилизация» в 18в. Выделяют так же основные научные подходы культурной цивилизации.1) подход Цивилизация родственна культуре. Н .Я, Данилевский , о Шпенглер , А Тоинби- явл-ся представителями. Цивилизация понимается как социальная организация общественной жизни ,охватывает длительный период существования и основана на единой культуре. Самуель Хантинктон выделил 15 цивилизаций в истории человечества. К первой группе относятся 7 исчезнувших цивилизаций. (Месопотамская 4 тыс д.н.э., Египетская 4 тыс д.н.э., Критская , Классическая ( др. Греческая и др. Римская) . Византийская , Центрально- американская, Андская). А так же 8 существующих цивилизаций: ( Китайская . японская, Индуиская , Западная , Русско-православная , Латиноамериканская, Африканская.) 2 подход: Цивилизация рассматривается как технологическая сторона социального образования. Культура связана с Искусством , мифологией, религией . наукой о человеке, и не противопоставляется цивилизации. Из этого можно сделать вывод что культура и цивилизация это 2 стороны единого . социального организма. Представителями являлись Г.Спенсер , Макс Вебер( 19 в.)Э. Тофлер ( 20в) .Тофлер Выделил 3 стадии – 3 цивилизации в истории человечества 1 стадия Доиндустриальное общество ( аграрное) Традиции являлись основными жизненными принципами 2 стадия Индустриальная цивилизация (16-19в) Промышленный переворот: внедрение техники. 3 стадия Постиндустриальная цивилизация (70г. 20 в.) Внедрение Информационных технологий . биотехнологий ., нанотехнологии. 3 подход Цивилизация есть определенная стадия развития общества . следующая за варварством. A.энгельс и Карл Маркс: признаки Цивилизации отличающие ее от варварства :1)разделение труда на умственный и физический. 2)Социально- классовое разделение общества 3)наличие государства 4) наличие письменности 5)наличие городов как центров культуры 6) наличие товарного производства для обмена. 4 подход Цивилизация рассматривается как социальный феномен противостоящий культуре. Основоположник- Эмануил Кант. Конечной целью развития человечества явл-ся его моральное совершенствование. Культура свободна от любой корыстной утилитарной цели. Цивилизация требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность , но при этом, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели.

__________________________________

19. «Циклическая» и « линейная» модели динамики культуры.

Динамика – это система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Модели динамики культуры, существуют 2 основные модели динамики культуры: «Циклическая и « Линейная». «Циклическая»- это представление о том, что существуют отдельные культуры, обособленные друг от друга и каждая из культур проходит определенный круг или цикл развития от рождения до смерти. Представители: Геродот, Платон, Аристотель, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер. П. Сорокин. А. Тойнби. « Линейная»- это представления о том что существует единая общемировая культура развития . которая есть эволюционный путь на основе универсальных стадий и согласно единым закономерностям. Представители: Полибий , Карл Маркс, к. Ясперс . О. Тоффлер. Развитие культуры есть сложный диалектический процесс представляющий собой единство , как самобытных специфических черт . так и общих тенденций и закономерностей.