Смекни!
smekni.com

Физическая реабилитация Попов С.Н (стр. 78 из 121)

Грыжа — выхождение внутренних органов или их частей под кожу через естественные или приобретенные отверстия брюшной стенки. Местом образования грыжи могут быть нор­мально существующие у человека отверстия или щели, расши­рившиеся в патологических условиях (поднятие тяжестей, по­худание, ослабление связочного аппарата), а также послеопе­рационные рубцы. Нередко органы ущемляются в грыжевом отверстии — ущемленная грыжа, что может привести к их не­крозу и перитониту (воспаление брюшины). В таких случаях оперативное вмешательство должно быть экстренным. Опера­ция заключается во вправлении грыжи и ушивании грыжевых

ворот.

Опухоли брюшной полости могут быть злокачественными и доброкачественными, операция заключается в ее удалении. Разрез зависит от места расположения опухоли.

Оперативные вмешательства на брюшной полости выпол­няются при открытых травмах живота: проникающих (с по­вреждением брюшины) и непроникающих (без повреждения брюшины), а также при закрытых травмах, когда имеются по­вреждения внутренних органов. На органах брюшной полости делают плановые операции, как правило, при хронических за­болеваниях и экстренные, которые производятся при ранени­ях, травмах и острых заболеваниях. Операции проводят под

379


общим наркозом (на желудке, желчных путях, при травмах) или под местным обезболиванием (аппендэктомия, грыжесе­чение).

6.2.1. Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК

После операции у хирургических больных возникают рас­стройства, обусловленные как самим заболеванием, так и на­рушениями в организме, связанными с оперативным вмеша­тельством, наркозом и гипокинезией. Операция оказывает се­рьезное воздействие на организм больного. Нарушение целос­тности тканей, неизбежное при хирургическом вмешательстве, всегда сопровождается болями. Самое совершенное комбини­рованное обезболивание полностью не снимает шокогенного влияния хирургического вмешательства. Развитие различной выраженности охранительного торможения является основным проявлением этого воздействия. При абдоминальных операци­ях перемещение внутренних органов и частичное выведение их из брюшной полости, сопровождающееся охлаждением, «об­сыханием» и значительным натяжением брыжейки, вызыва­ют перераздражение блуждающего нерва, вследствие чего мо­гут развиться явления операционного шока: больной бледнеет, пульс замедляется, потом учащается, АД снижается.

В ЦНС наблюдается преобладание тормозных процессов и нарушение равновесия между процессами возбуждения и тор­можения. Изменяется деятельность органов кровообращения: снижается ударный и минутный объем сердца, замедляется скорость кровотока, несмотря на развивающуюся умеренную тахикардию, уменьшается масса циркулирующей крови, повы­шается ее вязкость, свертываемость.

После операции боли по ходу операционного разреза на брюшной стенке затрудняют дыхание. Основная дыхательная мышца — диафрагмальная — частично, а иногда и полностью выключается из акта дыхания, особенно на стороне операции. Резко снижается глубина дыхания, уменьшается жизненная ем­кость легких, нарушается легочная вентиляция, особенно в нижних долях легких. Боли и токсическое действие наркоти­ческих веществ могут вызвать спазм мелких и средних брон-

380


хов. Снижаются перистальтика и функция реснитчатого эпите­лия мелких и средних бронхов, что может нарушить рефлекс их самоочищения, т.е. дренажную функцию, привести к скоп­лению мокроты, закупорке ею бронхов и развитию ателектазов и пневмонии. При этом значительно ухудшается газообмен между легкими и кровью.

После операции на органах брюшной полости нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, что связано как с оперативным вмешательством, так и с гипокинезией, так как больной длительное время находится в горизонтальном поло­жении. Снижается секреторная и моторная функция желудоч­но-кишечного тракта. Эвакуация из желудка в первые сутки после операции резко заторможена. Может развиться атония, а иногда и парез кишечника. В связи с этим увеличивается ме­теоризм, задерживается стул, усиливая болезненность в опе­рационной ране. (Следует отметить, что эти нарушения наблю­даются и в тех случаях, когда в ходе операции желудочно-ки­шечный тракт не подвергался травматизации, например после ушивания грыжевого отверстия.) Боли, а также непривычное положение тела затрудняют мочеиспускание, что приводит к снижению диуреза и застою мочи в мочевом пузыре.

Характерна недостаточность снабжения тканей кислоро­дом — гипоксия. Она сказывается на деятельности всех орга­нов и тканей, но раньше всего на ЦНС, особенно чувствитель­ной к кислородному голоданию. К наиболее ярким проявле­ниям относится одышка, небольшой цианоз кожных покровов, особенно заметный на губах, кончике носа и конечностях. Все эти нарушения могут иметь место при общем удовлетворитель­ном состоянии больного.

В ряде случаев в послеоперационном периоде поступающий с пищей белок плохо усваивается организмом, что связывают с расстройством функции печени. Вследствие гипокинезии на­блюдается пониженная усвояемость витаминов. Следствием этих нарушений является ухудшение процессов регенерации тканей, иммунобиологических свойств организма. Наблюдае­мые изменения приводят к снижению сопротивляемости орга­низма, делают больных более восприимчивыми к инфекции — гриппу, ОРЗ, ангине. Развитие общего заболевания может при-

381


вести к нагноительным процессам в области послеоперацион -ной раны как снаружи, так и внутри брюшной полости, вы­звать расхождение швов, перитонит и другие осложнения.

Кроме того, характерным для больных, перенесшим опе­рацию на органах брюшной полости, является нарушение осан­ки. Обычно эти больные имеют типичный вид: туловище слег­ка наклонено вперед, голова и плечи опущены, живот поддер­живают руками, чтобы уменьшить болезненность в операци­онной области во время движений. Такая осанка затрудняет деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

При хирургических вмешательствах ЛФК проводится как в предоперационном (при плановых операциях), так и послеопе­рационном периодах. В предоперационный период ожидание операции, мысли об ее исходе способствуют развитию у боль­ного невротических состояний, которые проявляются в чувстве страха, расстройстве сна, небольших колебаниях температуры, тахикардии, повышении сахара в крови, увеличении АД, ла­бильности пульса. Резкое ограничение двигательной активнос­ти (гипокинезия) при многодневном обследовании помещен­ного в стационар больного в свою очередь приводит к сниже­нию тонуса мышц, их силы, уменьшению жизненной емкости легких, нарушению гемодинамики.

Все это усугубляет состояние здоровья больного и так на­рушенного болезнью, по поводу которой его должны опериро­вать.

Исходя из вышеизложенного, задачами ЛФК в предопера­ционный период являются: повышение психоэмоционального тонуса; улучшение функционального состояния сердечно-сосу­дистой и дыхательной системы; тренировка грудного типа ды­хания; улучшение деятельности желудочно-кишечного тракта; обучение больных упражнениям раннего послеоперационного периода. Противопоказания к занятиям физическими упражне­ниями: тяжелое общее состояние; высокая температура (38— 39 °С); сильные боли; опасность кровотечения.

С целью общетонизирующего влияния физических упраж­нений на организм больного применяются упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей статическо­го и динамического характера. Для улучшения функциональ-

382


ного состояния желудочно-кишечного тракта используются уп­ражнения для мышц передней брюшной стенки и тазовой об­ласти. Большое внимание в предоперационном периоде уде­ляется обучению больных навыкам и упражнениям, необхо­димым после операции: активизации грудного типа дыха­ния; откашливанию с фиксацией области будущего послеопе­рационного шва и нижних отделов грудной клетки; припод­ниманию таза с опорой на локти и лопатки; переходу из поло­жения лежа в положение сидя, стоя; ритмическим сокраще­ниям мышц промежности и напряжению ягодичных мышц. Упражнения выполняются в исходном положении лежа, сидя, стоя, 1—2 раза в дець, индивидуальным или малогрупповым

методом.

Послеоперационный период делится на: ранний послеопе­рационный, который продолжается до снятия швов (7—10 дней после операции); поздний — до выписки больного из стациона­ра (от 7—10-го дня до 15—20-го дня); отдаленный — до восста­новления трудоспособности больного (от 15—20-го дня до 25— 30-го дня после операции). Кроме того, в стационаре существуют двигательные режимы: строго постельный, постельный, палат­ный и свободный.

Ведущим фактором профилактики возможных осложнений и быстрейшей ликвидации последствий перенесенной опера­ции является ЛФК. Задачами ЛГ в раннем послеоперацион­ном периоде являются: профилактика осложнений (застойная пневмония, ателектаз, атония кишечника, тромбозы, эмболии и т. д.); улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыха­тельной системы; улучшение психоэмоционального состоя­ния болыого; профилактика спаечного процесса; формирова­ние эластичного, подвижного рубца. Противопоказания: тяже­лое состояние больного; перитонит; острая сердечно-сосудис­тая недостаточность.

При отсутствии противопоказаний гимнастика назначается с первых часов после операции. В зависимости от вида опера­тивного вмешательства и состояния больного в 1—2-е сутки соблюдается строгий постельный режим. В занятие включают­ся дыхательные упражнения статического и динамического характера, с последующим безболезненным откашливанием,

383


упражнения для дистальных отделов конечностей, массаж груд­ной клетки по 3—5 мин (приемы поглаживания, растирание, легкая вибрация). Проводится 3—4 раза в день по 5—7 минут индивидуально.