Смекни!
smekni.com

Физическая реабилитация Попов С.Н (стр. 86 из 121)

Построение индивидуальных программ физической реаби­литации лиц с последствиями повреждения шейного отдела спинного мозга в позднем периоде травматической болезни требует соответствия задач, методов и средств физической куль­туры реабилитационным возможностям инвалида на основе анализа состояния двигательной сферы и в первую очередь функции верхних конечностей, сложившейся на предшествую­щих этапах реабилитации. Материалами для такого анализа являются результаты полного клинического обследования ин­валида и данные ряда специальных тестовых исследований,

417


характеризующих степень нарушения или утрат функций —ма­нуальное мышечное тестирование (ММТ), функциональные дви­гательные пробы и тестирование возможности самообслужива­ния.

ММТ позволяет судить об угнетении мышцы в движении и дает сведения о силе мышечного сокращения в тестовом дви­жении, совершаемом в определенном исходном положении. Критерием удовлетворительной оценки мышечной силы явля­ется преодоление тяжести части тела (гравитации), перемеща­емой в тестируемом движении. Необходимо отметить, что при оценке силы сгибателей или разгибателей пальцев вес переме­щаемой фаланги является столь незначительным, что в этих тестовых движениях оценка строится по объему движения или мануальному сопротивлению.

Используемые в практике реабилитации больных ТБСМ функциональные двигательные пробы позволяют оценивать соотношение силовых характеристик исследуемых мышечных групп (по данным ММТ) и их сохранившиеся способности реа-лизовывать свою функцию в тестовом движении. Характер, темп и способ выполнения инвалидом тестового задания срав­ниваются со шкалой стандартизированных показателей выпол­нения исследуемой функции, расположенных в порядке возра­стания степени компенсации. Функциональные пробы позво­ляют судить об исходном уровне исследуемой функции и на­блюдать его динамику в процессе реабилитации инвалида.

Тестирование уровня самообслуживания основано на резуль­татах многодневных наблюдений за выполнением инвалидами различных видов повседневной деятельности, связанных с лич­ной гигиеной, одеванием, приемами пищи и т.д., т.е. наибо­лее необходимыми и привычными действиями. Степень ком­пенсации основных функций определяет возможность инвали­да полностью или частично себя обслуживать. Итоговые ре­зультаты оцениваются по 4-балльной шкале:

1 балл — полная зависимость от посторонней помощи во
всех видах самообслуживания;

2 балла — частичное участие в выполнении самообслужи­
вания;

3 балла — полностью самостоятельное выполнение боль-


шинства видов обслуживания, требующее значительных уси­лий и времени;

4 балла — устойчивые навыки самообслуживания. На основе комплексной оценки исходного уровня реабилитаци­онных возможностей инвалида осуществляется выбор средств и методов физической реабилитации, формы занятий, органи­зационные модели реабилитационного процесса.

Важнейшей особенностью физической реабилитации лиц с последствиями травмы на уровне шейного отдела спинного мозга является первостепенность решения задач восстановления фун­кциональности рук. Значение руки для человеческой деятель­ности трудно переоценить. О сложности и совершенности ее функции свидетельствует тот факт, что даже при одинаковых движениях пальцев имеются отличия правой и левой рук у боль­шинства здоровых людей. Поэтому в условиях глубокой пато­логии всей двигательной деятельности инвалида с ТБСМ, даже минимально сохранившиеся двигательные возможности руки за счет совершенствования компенсации позволяют решать целый ряд проблем самообслуживания и жизнеобеспечения.

При всем многообразии двигательных возможностей кис­ти, применительно к задачам физической реабилитации, мож­но выделить три наиболее значимых в повседневной деятель­ности функции — схват, удержание и манипуляции. Следую­щей важной особенностью восстановления функции руки с по­зиций самообслуживания инвалида является ее участие в под­держании опоры тела. Еще одним необходимым условием обес­печения нормальной двигательной активности инвалида явля­ется восстановление сочетанной и координированной функций обеих рук, их пространственные перемещения. Таким образом, общий двигательный дефект при травме шейного отдела спин­ного мозга усугубляется утратой возможности инвалида к са­мообслуживанию и использованию целого ряда средств физи­ческой реабилитации из-за нарушения ведущих функций схва­тывания, удержания и опоры рук.

Сказанное выше о первостепенное™ задач восстановления функции рук не означает, что все реабилитационные воздей­ствия в отношении функции восстановления опоры и передви­жения откладываются на последующие этапы. Наоборот, прак­тика показывает, что в большинстве случаев функциональное



418


419


восстановление крупных мышечных групп нижних конечнос­тей, спины, плечевого пояса опережает восстановление функ­ций мелких мышц кисти и пальцев. Поэтому методика физи­ческой реабилитации таких инвалидов предусматривает комп­лексное воздействие на все области двигательной сферы для стимуляции поврежденных структур и зон функционального торможения, поддержания функциональной активности сохра­нивших управление мышц, формирование замещающих дви­жений и компенсаций. Тактика построения реабилитационных программ инвалидов с последствиями травмы шейного отдела спинного мозга в позднем периоде ТБ предполагает в поэтап­ном реабилитационном воздействии восстановление или ком­пенсацию основных функций самообслуживания и передвиже­ния до уровня, обусловленного исходными реабилитационны­ми возможностями инвалида.

Организационная модель этапно-курсовой реабилитации инвалидов с ТБСМ предусматривает, как уже указывалось, чередование курсов стационарной реабилитации и самостоятель­ных тренировок в домашних условиях, что позволяет на протя­жении длительного периода (2—3 года) проводить реабилита­ционное воздействие, соблюдая этапность и преемственность в использовании методик и форм физической культуры для достижения конечной цели — оптимальной реализации реаби­литационных возможностей.

7.4. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ПОЗВОНОЧНИКА

Остеохондроз позвоночника является одним из заболева­ний века, получившим очень широкое распространение, имея в виду дегенеративно-дистрофическое поражение межпозвоноч­ных дисков. Процесс начинается в пульпозном ядре диска, за­тем переходит на все его элементы, в дальнейшем поражая весь сегмент: тела смежных позвонков, межпозвонковые сус­тавы и связочный аппарат.

Существует свыше 10 теорий, объясняющих начало разви­тия остеохондроза позвоночника: наследственная, инфекцион­ная, ревматоидная, аутоиммунная, эндокринная, обменная и др. По мнению Н.А. Яковлева (1996), для развития данного забо-

420


' левания необходима генетическая предрасположенность, а для проявления его — воздействие различных средовых факторов, которые делятся на экзогенные и эндогенные: к эндогенным, например, относятся конституционные варианты аномалии позвоночника и др., к экзогенным — физические, биохимиче­ские и инфекционные факторы. По данным В.П. Веселовско-го, остеохондроз позвоночника развивается при наличии двух условий: явлений декомпенсации в трофических системах и ло­кальных перегрузок в позвоночно-двигательном сегменте (ПДС). Декомпенсация в трофических системах может быть обусловлена сопутствующими заболеваниями, наследственны­ми причинами и другими факторами. Факторами, способству­ющими дегенерации дисков, являются определенные виды про­фессиональной деятельности, связанные с постоянными ста­тическими и динамическими нагрузками на позвоночник, а так­же травмы позвоночника. Значительную, если не решающую, роль в возникновении заболевания имеет длительное мышеч­ное перенапряжение.

Современный человек отличается малоподвижным, сидя­чим образом жизни. Из всех мышечных групп постоянную нагрузку несут только мышцы туловища и шеи, которые сво­им небольшим, но постоянным напряжением сохраняют и под­держивают рабочие и бытовые позы. При нарастании утомле­ния мышцы туловища и шеи уже не в состоянии обеспечить амортизационную функцию, которая переходит на структуры • позвоночника. При продолжающейся нагрузке на позвоноч-Iник в нем развиваются дегенеративно-дистрофические изме-' нения, в первую очередь в межпозвоночных дисках. Постоян­ное мышечное перенапряжение наблюдается у лиц многих профессий, связанных с длительной фиксацией рабочих поз, однотипными мелкими движениями рук, а также подвергаю­щихся вибрации и сотрясению тела. Профессиональный осте­охондроз нередко возникает у лиц таких профессий, как ма­шинистки, кассиры, телефонистки, сборщицы, швеи, вязаль­щицы, водители, операторы и т.д. Большое значение в про­исхождении шейного остеохондроза позвоночника имеют так­же «хлыстовые» движения головой, возникающие при тормо­жении транспорта. Постоянное мышечное перенапряжение приводит к ухудшению кровообращения в мышцах, окружаю-