Смекни!
smekni.com

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе (стр. 10 из 10)

На первом этапе искусства не делятся на виды и жанры – их жизненные роли познаются как бы от личности ребенка в ширь культур народов Земли.

Второй этап – совсем иной. Здесь прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства. Каждому посвящен большой, не менее года, целостный блок. Погружение чувствами и мыслями и осознание особенности языка каждого вида искусств и причин этой оcобости, неповторимости духовной, социальной функции, роли в жизни человека и общества. Год – декоративно-прикладным искусствам. Два года – изобразительным. Год – конструктивным. Девятый класс – синтетические виды искусств.

И третий этап – завершающий среднее образование. Здесь всем нужно дать достаточно серьезный уровень знаний истории искусств или в курсе "Мировой художественной культуры", или в курсах параллельных программ пластических искусств, музыки, литературы, кино. В каждом варианте есть свои преимущества и свои недостатки.

Но параллельно этому теоретическому курсу нужно было бы дать по выбору ученика, но именно каждому, один из практических курсов: "грамота изобразительная", "декоративная грамота", "грамота дизайна", "основы зрелищной культуры". Только создав такое двуединство теоретико-практического на этапе завершения общего образования, мы сможем в экономике (да и в культуре) конкурировать с экономически развитыми странами. Такой путь завершения среднего образования, например, в Японии действует уже более пятидесяти лет.

Сегодня мы ставим проблемы связи искусств с мироотношением. Но не менее значимы ее связи с экономикой. Именно эту сторону подчеркивают специалисты разных стран, где искусству дан простор (до шести часов в неделю).

Данная программа рассчитана на 1–2 учебных часа на каждую тему. Оптимально осуществление всех тем должно занимать не менее двух часов (сдвоенный урок).

Однако при четком использовании разработанной методики реально (хотя и ослаблено) проводить занятия по теме за один урок. Все зависит от понимания школой роли художественного образования.


Заключение

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие школьника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе – это основа общего художественного развития ребенка. Именно в этих классах закладывается фундамент – основы художественных представлений, в последующих классах – основы художественного мышления и знаний и основы художественного сознания.


Список используемой литературы

  1. http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_Ch2/1.html
  2. Алексеева О., Юдина Н. Интеграция в изобразительном искусстве. // Начальная школа. - 2006. - № 14.
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.
  4. Бажовская энциклопедия. Под редакцией Блажес В.В. - Екатеринбург: Сократ, 2007. - 639 с.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 239 с.
  6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Академия психологических и социальных наук, 2006. - 631с.
  7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

8. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.

9. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.

    Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002. С. 45

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007.


[1] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2007.

[2] Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002. С. 45

[3] Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. — МГПИ, 2002.

[4] Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. – Челябинск, 2006.

[5] Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). — Гомель, 2003.

[6] http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_Ch2/1.html